Телефоны для связи
Статьи
Из чего слеплено «дело Прокопенко». Часть I
20 мая 2013, 10:01

ИА "СарИнформ" вспоминает, откуда возник "квартирный вопрос"

Сегодня главу администрации Саратова Алексея Прокопенко обвиняют в том, что он не якобы предоставлял квартиры саратовцам, нуждающимся в жилье. В материалах дела в этой связи часто вспоминают мировое соглашении между мэрией и одной из строительных компаний. Согласно этому документу, муниципалитет получил 70 квартир, которые впоследствии были отнесены к специальному фонду. Корни этой истории уходят к событиям, происходившим еще в 2000-х. Чтобы разобраться в подоплеке доводов обвинения, «СарИнформ» начинает детально рассматривать всю хронологию событий, предшествовавших возбуждению уголовного дела.

Пожалуй, именно желание высосать все соки из семи гектаров земли (вдоль улицы Шелковичной) под названием «Сеноман» и явилось стартом рассматриваемой нами истории. Эта территория примечательна тем, что на ней располагается единственный в городе естественный резервуар подземных вод. Над ним еще в 20-е годы было построено несколько зданий. По решению Советской власти, участок перешел в бессрочное пользование «Водоканалу». Однако эту бессрочность в 2005 году успешно прервала тогдашний директор предприятия Лариса Абрамова, продав всю недвижимость «Сеномана» за смешную сумму - 1,2 миллиона рублей. Не могла, видимо, глава МУПП "Саратовводоканал" спокойно смотреть на то, что в ее руках находится земля, не приносящая прибыли. Параллельно Ларисе Васильевне нужно было как-то донести до общественности логику столь странного поступка, но она не растерялась. Официально было объявлено, что «Водоканалу» якобы грозило банкротство, и все строения, стоящие на этих гектарах, были проданы частной фирме.

В роли покупателя выступило ООО «Скарабей», руководил которым Сергей Барабанов. Чуть позже комитет по управлению имуществом региона во главе с Александром Бовтуновым сдал организации в аренду на 49 лет и сам участок площадью 48670 квадратных метров. Кроме того, «Скарабею» позволили пользоваться подземным водным объектом. Сама же сделка купли-продажи недвижимости, как выяснится позже, стала первым шагом на пути к получению права распоряжаться территорией для ее дальнейшей застройки (в обход порядка законного получения земли под строительство).

В 2008 году «Скарабей» попытался завладеть участком «Сеноман». Для этого организация обратилась в профильный комитет регионального правительства с просьбой продать лакомый кусочек земли. Исполнительная власть ответила отказом. Но застройщики не отчаялись и решили добиться своего через Арбитражный суд области. Сработало – Фемида обязала комитет оформить документы купли-продажи территории, обосновав решение тем, что у «Скарабея» имелся договор аренды, а значит, - и преимущественное право на владение «Сеноманом». Весь участок был продан за 16,4 миллиона рублей. По данным Торгово-промышленной палаты региона, стоимость одного гектара земли там на тот момент колебалась от 27 до 33 миллионов рублей. Заинтересован в сделке, по нашим данным, был и президент группы компаний «РИМ» Леонид Фейтлихер.

Стоит отметить, депутат Госдумы Николай Панков неоднократно говорил о недопустимости продажи участка со стратегически важным объектом сомнительной коммерческой структуре еще задолго до факта заключения договора. Но народного избранника как-то предпочитали не слушать. В 2008-м, когда землю-таки продали, тревогу наконец забили и остальные депутаты-единороссы. Лариса Абрамова отбивалась как могла – уверяла, что еще с восьмидесятых годов природная вода водохранилища стала непригодна для питья. Однако в том, что «темная» сделка была направлена на захват элитного муниципального участка под дальнейшую застройку, уже никто не сомневался.

Что касается Ларисы Васильевны, то она в те же годы открыла свое истинное лицо году на одном из корпоративов.

«Мало, что ли, мы здесь воруем? Неужели не наворуем на одно депутатское место? Не пробьемся - так купим!, - гордо заявила тогда она.

Видео с этим блестящим ораторским выступлением попало в Интернет. Вскоре «Водоканалья» была вынуждена покинуть пост директора "Саратовводоканала", ибо при ее руководстве, как нам видится, предприятие чуть совсем не развалилось. В стенах суда вина Ларисы Васильевны относительно «раздачи» городской земли доказана не была. Тем не менее, сегодня Абрамова сидит на скамье подсудимых, на этот раз – за растрату в гостиничном бизнесе, управлять которым ее наняли несколько лет назад. Но это уже совсем другая история.

В период с 2008 по 2009 год в регионе произошли серьезные кадровые перестановки: начальником главного управления внутренних дел стал Сергей Аренин, прокурором области - Владимир Степанов, областной суд возглавил Василий Тарасов. Это обстоятельство явилось переломным моментом в судьбе «Скарабея» - прежние связи организации с влиятельными служителями закона, умевшими в нужный момент закрывать глаза, разорвались. В отношении компании начались длительные судебные разбирательства. И только в 2010 году Федеральный арбитражный суд Поволжского округа окончательно признал сделку по купле-продаже «Сеномана» недействительной. Казалось бы, справедливость восторжествовала? Ничего подобного. Пока шли судебные разбирательства, идущий ко дну «Скарабей» невероятным образом успел провернуть еще одну сделку: он продал землю «Сеноман» своему инвестиционному партнеру ЗАО «Шэлдом», руководит которым Байтемир Шамхалов.

Продолжение следует

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
146