До минлеса достучится только дятел
По роду журналистской деятельности редакции ИА «СарИнформ» часто приходится рассылать много запросов в те или иные организации, ведомства, коммерческие и правительственные структуры. Путей доставки корреспонденции, кроме традиционных «ножек», несколько. Есть постепенно умирающий факс - на дворе XXI век, и его уверенно вытесняет онлайн-переписка. К примеру, электронная почта. Ей сейчас никого не удивишь. На сайте любого ведомства или организации, как правило, рядом с телефоном и почтовым адресом располагается электронный ящик для отправки корреспонденции. Это очень удобно тем, кто живет в районной глубинке, и у кого есть пара предложений для Министерства лесного хозяйства. Самый простой способ изложить свою проблему - в электронном письме. Факсы дома не держат, звонить из области накладно, а лично приехать за тридевять земель - и вовсе идея из разряда фантастических.
Но на деле все не так радужно. И журналисты, и читатели не раз обращали внимание, что электронные письма этим адресатам просто не доходят. В один из дней после очередного «ой, а от вас ничего не пришло» мы заинтересовались этой проблемой глубже.
Причина, что называется, на виду. Дело в том, что в любом регионе уважающая себя исполнительная власть в обязательном порядке заводит себе сайт вида saratov.gov.ru или orenburg-gov.ru, где gov – это начальные буквы слова «government», то есть правительство.
Имея такой домен, правительственные структуры должны заводят своим клеркам ящики вида yashik@saratov.gov.ru. К примеру, minfin@saratov.gov.ru. Это означает, что все входящие и исходящие письма попадают на сервер правительства. Иное дело — бесплатные почтовые ресурсы типа mail.ru, yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и другие. Заведя себе почту на бесплатном сервисе, вы рискуете многим. Ведь это все же арендуемая услуга. Иными словами, бесплатный почтовик дает вам в аренду ящик. Но он не ваш. У вас нет на него прав. Если у вас «угонят» ящик — много шансов, что вы его лишились навсегда. Если кто-то чужой взломает его и сотрет часть переписки — то же самое. Поменяет пароль — лишитесь наверняка. Управлять своим ящиком глобально вы также не можете — например, вам нужно уехать на несколько месяцев, или вы (тьфу-тьфу) попали в больницу на долгий срок. По выходу оттуда вы обнаруживаете, что ваш ящик удален, а письма утрачены.
И, наконец, не только и не столько вы, сколько владелец ресурса решает, какое из приходящих Вам писем является спамом. Существуют условия, которые нужно соблюдать, чтобы идущее к вам письмо на бесплатный ресурс не признали рекламным или содержащим вирус. Скажем, если письмо содержит файл с названием «virus» или в заголовке будут такие фразы, как «Мы предлагаем вам...», «Спешите....», «Только сегодня...», «Лес оптом...» и подобные — то это может быть расценено как спам. И получается, что самое безобидное письмо, к примеру, озаглавленное «Лес оптом может погибнуть от вируса», посланное от какого-либо лесника в Министерство лесного хозяйства, будет воспринято как спам. Особенно, если лесник приложил файл с описанием вируса, поразившего его ёлки и назвал его «virus.doc».
Если вы думаете, что это шутка — это вовсе не так. Такая серьезная организация, как министерство лесного хозяйства Саратовской области, как раз завела себе ящик на бесплатном ресурсе mail.ru. Он называется saratovles@mail.ru. А далее — все по вышеописанной схеме: мало-мальски обученный хакерству школяр подбирает пароль, и вуаля, переписка утрачена. Или ящик заблокируется, если на него долго не заходят.
Так же отличилось и министерство образования. Одному богу известно, по каким религиозно-этическим соображениям спецы минобраза отвергли ящик вида minobraz@saratov.gov.ru и гордо разместили на своей страничке адрес на бесплатном почтовике minobr.sar@yandex.ru.
«А мы что, хуже?», - задались вопросом в комитете по охране культурного наследия области, и зарегистрировали бесплатный ящик komohrana@mail.ru. А следом и Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства со своим saratovhunt@mail.ru подключился.
Министерство занятости, труда и миграции пошло еще дальше. Они завели какой-то странный домен minzan-saratov.ru и на него «подвесили» ящик org@minzan-saratov.ru. Простой переход по ссылке на домен показывает, что minzan-saratov.ru не работает, выдается ошибка.
Но так ли страшен черт, как мы его малюем? И правда ли, что часть писем от граждан (организаций), отправленных по этим адресам, останутся «за бортом», и воспримутся за спам, написанный роботами? Оказывается, наши предположения не охватывали и половины критериев, по которым письмо признается рекламным или вирусным.
Обе компании поправляются - это не единственные критерии спама: «не стоит бояться, что письма внуков не дойдут на деревню дедушке — ни один из параметров не является решающим, так что, пока малолетний внук не начнет предлагать дедушке выучить английский язык быстро и дешево, письмо не наберет критического веса и не попадет в «Спам»», - уверяют в Яндексе.
Но как в компании узнают возраст внука, который, может быть, действительно хочет рекомендовать дедушке систему экспресс-обучения английскому языку, пиар-менеджеры не поясняют. Не разъясняют и тот факт, что официальные письма, написанные казенным языком, как раз попадают под раздел «типовых».
Каков же вывод из вышесказанного? Если вы хотите написать в министерство образования очень важное письмо, то даже если при этом не используете «запрещенные слова» типа «вирус», «спам» и так далее, но составите его малограмотно, то ваша корреспонденция до адресата не дойдет.
Не лучше обстоят дела и с «легальными» ящиками подразделений областного правительства. Путаницы и тут хватает. Так, например, электронный адрес комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области звучит так — nikiforovata@saratov.gov.ru. Кто такая эта Никифорова, и за что она удостоилась почести, чтобы ее именем назвали почтовый адрес целого структурного подразделения? Оказывается, пресс-секретарь комитета Татьяна Никифорова.
Именем юриста (звучит прямо как «именем Ильича») назван электронный адрес комитета капитального строительства региона — savchenkoov@saratov.gov.ru. В телефонном разговоре с самой «овэ» я услышал голос весьма молодой девушки, и подумалось — а ну как уйдет она в декретный отпуск, что тогда?
Звоним в управление информационных технологий Управления делами правительства Саратовской области. Начальник управления Андрей Склемин подтверждает: да, если уволится «овэ» - сменим ящик. Это обязательное условие. Придет другая — и официальный ящик управления капстроительства станет звучать по-иному. Сменится десяток юристов в течение месяца — нет проблем, значит, у ведомства ящики будут меняться с такой же частотой. То есть каждый раз, когда вы решитесь написать официальное письмо по электронной почте — лезьте на сайт областного правительства. Таков вывод из слов Склемина.
Вроде полегчало. Лезем на сайт... ну хотя бы министерства здравоохранения. Ищем... ну, например «Скорую помощь». Читаем: главный врач — Архипов Игорь Витальевич. Звоним. Трубку берет главный врач Олег Андрющенко, который не меньше нашего удивляется нерасторопности правительственных программистов и ветхости представленной на сайте №1 в Саратовской области информации. Архипов «Скорую помощь» уже давно не возглавляет. Акелла, то есть господин Склемин, промахнулся?
Вернемся к правительственным ящикам. Парадоксально, но официальный ящик любого подразделения может звучать даже так — atskiysotona@saratov.gov.ru, коли на место задекретившей «овэ» придет юрист по имени Аццкий Сотона.
Запутаны и другие структуры. Ящик комитета дорожного хозяйства почему-то звучит как mintrans, хотя это не министерство, а комитет. А вот министерство по делам территориальных образований наоборот, явно скромничает, и в названии своего ящика скромно именует себя комитетом (komitetmsu).
Мудрее всех повел себя в этой ситуации комитет дорожного хозяйства Саратовской области. У них вообще никакой путаницы нет. Как это достигается? Легко — они вообще ящик электронной почты заводить не стали.