И кто-то камень подложил

Разговоры о строительстве аэропортового комплекса в Сабуровке ведутся уже пять лет. Проект родился из необходимости вынести за черту ныне действующий в областном центре аэропорт и создать новый за его пределами. Но подводных камней в проекте оказалось больше, чем реальных действий. Насколько возможным и нужным оказывается планируемое возведение аэропроекта, выясняло «Время».

Есть планы, но нет аэропланов

Еще в далеком 2007 году региональный минтранс в связи с необходимостью закрытия по соображениям безопасности действующего аэропорта подписал контракт на проведение изыскательских работ по выбору площадки под строительство нового аэропорта Саратова с ООО «Прогресстех». Уже в марте 2008 года рассматривались три из них: Свинцовка в Татищевском, Радищево в Новобурасском и Сабуровка в Саратовском районах. Последняя находилась ближе всего — в 30 километрах от областного центра. В конце того же года областная Дума рассмотрела вопрос о строительстве аэропорта. Были подтверждены сроки начала проектных работ, а также решался вопрос с выкупом земли, находящейся в собственности у фермеров. Но кризис внес свои коррективы, отодвинув грандиозные планы по созданию аэропортового комплекса.

Процесс выкупа земель под строительство аэропорта шел не так гладко, как планировало тогда еще правительство Павла Ипатова. Некоторые собственники необоснованно завышали цену наделам, вдруг ставшим золотой жилой для них. Но все же летом 2011-го «расчистка» земель под аэропорт состоялась («Время» неоднократно писало об этом процессе). В том же году выдвигалась версия, что строительство комплекса начнется не ранее 2012 года, а ориентировочная стоимость составит порядка 10 миллиардов рублей. Однако планы вновь изменились.
Приход команды Валерия Радаева в исполнительную власть вроде бы оживил процесс по строи¬тельству аэропортового комплекса в Сабуровке. Был назначен целый заместитель председателя правительства по столь важному проекту. Юрий Моисеев даже начал было процесс переговоров с немецким перевозчиком «Люфтганза» и на одном из своих совещаний обмолвился о наличии пяти-шести инвесторов, желающих потратить приличные средства и поучаствовать в создании очень важного транспортного узла в нашем регионе. Однако реальных подвижек в этом процессе не случилось. Письмо от «Люфтганза» оказалось очередным пшиком, а о потенциальных инвесторах пока ничего неизвестно.

И победитель…

Но все в том же 2012 году дело вроде бы начало сдвигаться с мертвой точки, и осенью был наконец-то назначен и проведен конкурс на проектирование инженерной инфраструктуры и коммуникаций. Победителем аукциона на строительство первой очереди аэропорта в Сабуровке стало ОАО «Волгомост». Конкурсной комиссии пришлось выбирать из трех компаний, подавших заявки на этот аукцион. Московское ООО «Трансстроймеханизация» соперничало с иностранной акционерной компанией с ограниченной ответственностью «ПЛАНУМ (КИПР) Лтд.» и вышеупомянутой саратовской организацией. Победили наши, оставив на втором месте москвичей и за бортом — зарубежную фирму. Последние, кстати, предлагали самый дешевый вариант строительства первой очереди аэропорта, но до финала не дошли. Причиной отказа в допуске к аукциону стало «несоответствие заявки требованиям документации».
Первоначально стоимость контракта оценивалась в 3888,249 миллиона рублей. Согласно проекту договора, подрядчик обязан разработать документацию, провести строительные, монтажные работы, обеспечивающие полноценное функционирование объектов и их ввод в эксплуатацию, в том числе и электроснабжение объекта. Отметим, ОАО «Волгомост» уже выступает генподрядчиком на проектирование инженерной инфраструктуры и коммуникаций объекта. На эти цели из региональной казны было выделено более 180 миллионов рублей.

Тогда сторонние эксперты посчитали тот факт, что проект будет выполнять именно саратовская, а не иногородняя компания, вполне закономерным. По их мнению, выбор саратовского генподрядчика не скажется на качестве и сроках проведения работ. «Вероятность наличия коррупционной составляющей приблизительно одинаковая как при участии московской компании, так и при участии саратовской, — прокомментировал газете «Коммерсантъ-Саратов» аналитик агент¬ства «Инвесткафе» Андрей Шенк. — Так как организации могут быть как-то аффилированы с людьми в руководстве, независимо от места их регистрации. С другой стороны, мне кажется, строительство аэропорта — это такой объект, за которым будут следить в том числе и федеральные авиационные власти, и увеличение суммы контракта или нарушение условий чревато негативными последствиями, поэтому если коррупция и была, то на уровне допуска к аукциону и его проведения, а на уровне проведения работ вести незаконную деятельность труднее, и больше риск».

Но злые языки поговаривают, что выигравший тендер генподрядчик, скорее всего, перепродаст право строительства первой очереди аэропорта в Сабуровке третьим лицам, так как строительство подобных объектов и сопутствующие им работы — не совсем его профиль. В любом случае, минимальный срок обеспечения заявки составляет 786 дней с момента заключения договора строительного подряда. Иными словами, первая очередь аэропортового комплекса может появиться не раньше конца ноября 2014 года. При увеличении сроков выполнения работ и обеспечении заявки в течение 1049 дней согласно договору этот процесс растянется до начала августа 2015-го. Согласно ответу из Рос¬авиации, «проект подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» будет продлен до 2020 года». Первую очередь аэропортового комплекса «Центральный» необходимо сдать до 2017 года. А как же остальные две очереди с прекрасной перспективой принятия дальнемагистральных самолетов и развитием международной авиации в Саратовской области? Исполнительной власти данный проект кажется вполне реализуемым.

Синхронизатор

10 октября 2012 года состоялась церемония закладки первого камня в строительство нового аэропорта в селе Сабуровка. По мнению заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Константина Махова, через два-три года аэропорт в Сабуровке будет готов. Предполагается, что он, как и ныне существующий, будет иметь название «Центральный». Но торжественные мероприятия прошли, табличку с камня свинтили и увезли в неизвестном направлении. Участок опустел и стал пережидать зимний период. До лучших времен.

Мы решили напомнить власти о взятых обязательствах и громких словах, произнесенных в конце прошлого года, и на прошедшей пресс-конференции губернатора задали ему вопрос о дальнейшей судьбе строи¬тельства аэропорта в Сабуровке. «Это масштабный проект стоимостью около 15 миллиардов рублей, — ответил Валерий Радаев. — Его финансирование должно вестись из нескольких источников. Первый этап — пять миллиардов рублей. Это федеральные ресурсы, на которые будут построены взлетная полоса и техническая часть аэропорта. Все конкурсы проведены, заказчиком является Росавиация. Буквально в марте мы приступаем ко всем работам. Что касается региональной составляющей — нам нужно вести синхронные действия по строительству аэропорта. Сейчас мы сделали проект инфраструктурной части, за который должны заплатить 180 миллионов рублей».

И здесь предстоит решить множество задач. В частности, вопрос с электроснабжением аэропорта. Газоснабжение объекта региональное правительство планирует решить через инвестиционный фонд «Газпрома». «У нас есть сложности с водоснабжением, но есть и альтернативное решение проблемы, — подчеркнул Валерий Радаев. — Мы хотим, чтобы «Саратовводоканал» стал участником проекта — это и выгодно с экономической точки зрения, и позволит саратовской компании обновить оборудование. Есть альтернатива — это частная организация, которая предлагает нам провести свою инфраструктуру. Сегодня мы рассматриваем оба варианта».

Получается, что выполнение основных видов работ возлагается на региональные компании. Справятся ли они? Время покажет. А пока ясно одно: конкретных предложений в сфере строительства аэропорта еще нет. Особенно это сказывается на решении транспортной проблемы. Прокладывание дороги до будущего аэропорта — отдельная тема. Если исходить из действующего на сегодняшний момент подъезда, то могут возникнуть проблемы с федеральной трассой. В перспективе рассматривается вариант прямой дороги от Саратова до Сабуровки протяженностью 12 километров. Однако затраты на строительство новых подъездных путей оказываются очень велики. Примерно три миллиарда рублей планируется буквально закатать в асфальт, то есть по 250 миллионов за километр. Однако такие шаги не поспособствуют скорому проезду к будущему транспортному узлу области. Пробка растянется от поселка Юбилейный и до самого аэропорта. Соответственно, пассажиропоток снизится из-за невозможности быстро доехать до будущего аэрокомплекса. Нетрудно представить, что будет твориться в выходные дни и вечерние часы, когда это направление просто увязнет в потоке машин, стремящихся доехать до дома, дачи или желающих успеть на свой рейс.
Но самый главный вопрос — это все-таки финансирование. Согласно информации Росавиации, на строительство первой очереди объекта в 2012–2017 годах планируется выделить средства в объеме 9,19 миллиарда рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 6,9 миллиарда, из областного — 0,7 миллиарда и внебюджетных источников — 1,5 миллиарда. «Что касается инвесторов, которые должны построить собственно аэропортовый комплекс со всеми помещениями, то здесь много предложений, и нам сегодня нужно сделать мастер-план, — пояснил глава региона. — От этого будет зависеть окончательное число предложений инвесторов. Вся проблема в чем? Нам нужно не просто повторить наш аэропорт. Аэропорт в Сабуровке будет с более совершенной взлетной полосой. Главное — просчитать экономику. Если пассажиропоток составит около одного миллиона человек — это одна экономика. Если как сегодня — 300–400 тысяч человек, — мы никого сюда не заманим. Наша задача — просчитать эту логистику. Сегодня мы работаем с немецкой и несколькими российскими фирмами. У нас есть определенный выбор по инвесторам, но затягивать с ним нельзя. Мы должны синхронизировать свои действия с федеральным строительством, чтобы уложиться в программу до 2015 года».

Что такое мастер-план? В правительстве, отвечая на вопрос о финансовой составляющей проекта, не договаривают одну очень важную вещь. Без этого самого мастер-плана, который расскажет потенциальным инвесторам о том, сколько саратовцев ежегодно вылетает по всем направлениям, сколько жителей области пользуется маршрутами из других городов, мы ничего не сделаем. Никто не станет финансировать строительство аэропорта в Сабуровке при имеющемся пассажиропотоке в среднем в 350 тысяч человек ежегодно. Кто же будет заниматься подсчетами потенциальных желающих улететь из Саратова? Как нам стало известно, на сегодняшний момент переговоры ведутся с германской компанией Hochtief. При условии, что немцы выведут константу пассажиров на уровне тех же самых 300–400 тысяч человек ежегодно, проект для вливания денег от частных лиц и компаний можно будет смело сворачивать. И данные Росавиации это подтверждают. Так, пассажиропоток по проекту с учетом перспективы перевозок в 2014 году составит порядка 370 тысяч человек, в 2020-м — 710 тысяч, а в 2024-м — более 865 тысяч. А аппетиты власти здесь велики. Но риски еще выше.

Полет фантазий

Однако стоит взглянуть на уже имеющийся проект аэропорта в Сабуровке. Что он будет собой представлять? «Время» направило соответствующий запрос зампреду регионального правительства Юрию Моисееву. Согласно представленным данным, строящийся аэродром будет соответствовать классу «Б», длина взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием (ИВПП) составит 2650х45 метров с возможным увеличением до 3000 метров при вводе третьей очереди. Это позволит принимать такие ближне- и среднемагистральные пассажирские воздушные суда, как аэробус А-319, боинги 737 и 757, Ту-204 и другие (см. таблицу).

Заход авиаперевозчиков, способных обеспечить перелеты ближне- и среднемагистральных самолетов, будет возможен при строительстве двух очередей. Однако в настоящее время правительство региона никак не рассмотрит возможность возведения первой. О третьей очереди строительства, которая позволит заходить дальнемагистральным и тяжелым воздушным судам, речь пока не идет. Областной казне, которая обязана выделить средства на условиях софинансирования, будет трудно обеспечить исполнение федеральной программы. В облправительстве говорят о синхронизации региональных действий с федеральными в плане финансовой составляющей. Однако откуда будут браться ресурсы для выделения средств из облбюджета, не сказано ни слова.

Синхронизация синхронизацией, но денег в таком масштабе у нас нет. Область опять заимствует средства для исполнения социальных обязательств, еле-еле балансируя на грани фактического банкротства. Зато ответ, по всей видимости, «знает» зампред Юрий Моисеев. Согласно представленной им информации, «по предварительным расчетам на строительство линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры аэропортового комплекса «Центральный» в Сабуровке, а именно на разработку проектно-сметной и рабочей документации и выполнение строительных работ — автодорожные подходы (северный и южный), водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение — понадобится ориентировочно девять миллиардов рублей». Скорее всего, ставка будет сделана на частных инвесторов, которых к нам пока еще никто не заманил. Упоминания о переговорах с различными компаниями встречались пару раз на страницах саратовской прессы, но определенного эффекта еще никто не увидел.

Кстати, согласно расчетам господина Моисеева, «за счет частных инвестиций планируется строительство объектов служебно-технической, транспортно-логистической и коммерческой инфраструктуры. К ним относятся будущий аэровокзал внутренних и международных авиалиний (600 пассажиров в час, в том числе международный — на 200 пассажиров в час), грузовой комплекс, гостиница на 200 мест, здание управления аэропорта на 100 рабочих мест, склады, другие эксплуатационные и технические здания и объекты частной собственности.

В соответствии с обоснованием инвестиций, разработанных ЗАО «Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры», финансово-экономическая оценка проекта за счет внебюджетных источников составит порядка 6,3 миллиарда рублей. Окончательная сумма в этой части будет зависеть от инвестора».

Но пока вереницу инвесторов, жаждущих вложить кровные средства в строительство сабуровского чуда, никто не видел. В правительстве региона упомянули группу компаний «Ренова». Ее подразделение «Аэропорты регионов» занималось реконструкцией в Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, в планах — аэропорт в Ростове. Этот инвестор мог бы вложить деньги в аэропортовый комплекс в Сабуровке, но при условиях изменения проектной документации.
Однако коррективы должны вноситься с позволения Минтранса РФ и Росавиации. Не повлечет ли это за собой отмену уже прошедшего тендера, когда победителем определили ОАО «Волгомост»? Ведь новый проект предполагает и другого исполнителя. Возникает ощущение, что власти просчитались, а сейчас пытаются найти отходные пути и снивелировать ситуацию таким образом, чтобы проект хоть как-то сдвинулся дальше схем на бумаге.

Тот же профиль

И здесь встает самый важный вопрос: а не станет ли проект в Сабуровке аэропортом, похожим на уже имеющийся в Саратове? Да, взлетно-посадовернячная полоса будет чуть длиннее (вместо 2200 — 2650 метров), соответственно, изменится класс аэродрома с «В» на «Б». Однако это не дает столь явного преимущества, когда строится внеклассный аэродром, способный принимать воздушные суда всех типов. По идее, действующий аэропорт в городе можно с успехом реконструировать и запустить туда других авиаперевозчиков, получив на выходе проект, схожий с Сабуровкой. Безусловно, трудностей здесь много. Это и нежелание «Саравиа» допускать конкурентов на уже оккупированный ими рынок, и отсутствие мотивации у данной компании в части усовершенствования уже существующей инфраструктуры.
В настоящее время аэропорт в черте Саратова готовится претерпеть некоторые изменения в части стоянок, парковок и подъезда машин к зданию аэровокзала. Но, как нам стало известно еще в конце января этого года, приказ об утверждении границ пропуска аэропорта был подписан в октябре 2012-го. Однако аэровокзал не вошел в этот периметр, хотя его перепланировка предусмотрена на этот год. Согласно ей, расширится зал ожидания в аэровокзале, также будут пересмотрены зоны контроля и досмотра пассажиров. Но все это будет возможно реализовать не раньше конца лета.

А пока позиция единственного перевозчика в нашем городе остается непоколебимой — их устраивает имеющийся аэропорт. Отжившие свой век Як-42 продолжают осуществлять рейсы преимущественно в Москву и обратно. К тому же перспектива строительства аэропорта в Сабуровке выглядит чересчур туманной. Если и случится чудо, что мультимодульный транспортный узел появится в области, то его окупаемость растянется на пару-тройку десятилетий. Неизвестно, как поведет себя федеральный центр, если не увидит реальной отдачи от региональных властей. А ее пока не видно. Складывается впечатление, что и четкого представления о том, что будет представлять собой аэропорт в Сабуровке, у правительства нет. Имитация бурной деятельности заменяет и привлечение инвесторов, и выработку программы собственных действий. В связи с этим неясно, появится ли аэрокомплекс или все же останется бумажным проектом, который в итоге спустят в архив.