Телефоны для связи
Статьи
От 18 и младше
20 февраля 2013, 17:01

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят не так давно, но уже успел наделать шума и неразберихи. ИА «СарИнформ» решило выяснить, ограждает ли этот документ школьников от «вреда», который может нанести художественная литература.

Материал для размышления дал перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». Для начала отметим, что он интересен подбором авторов. Здесь «Анна Каренина» Льва Толстого стоит рядом с «Волшебником Изумрудного города» Александра Волкова, «Блокадная книга» Алеся Адамовича со «Стариком Хоттабычем» Лазаря Лагина. Всматриваясь в этот список, кто-то скажет, что одни произведения читать уже поздно: мол, такое детям родители еще с пеленок читают, а другие – слишком рано: без помощи учителя ребенку в разборе содержания книги не обойтись. Однако, если рассматривать этот список с точки зрения нововведений в законодательной сфере - и те, и другие могут нанести одинаковый вред здоровью и развитию детей.

Вместе с тем выяснить, проверяются ли художественные произведения в рамках этого документа, оказалось достаточно сложно. В пресс-службе Управления Роскомнадзора по Саратовской области пояснили, что, скорее всего, они являются художественной ценностью и поэтому не попадают под действие закона. Действительно, в нем прописано, что «настоящий Федеральный закон не распространяется на отношение в сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Вместе с тем в пресс-службе заявили, что точного ответа на наш вопрос нет.

«Мы занимаемся СМИ. А что касается художественной литературы, то никто не будет доходить до абсурда. Много говорили ранее о запрете «Ну, погоди!» из-за того, что Волк в мультике курит. Такого не будет, - подчеркнули в пресс-службе. - Если попробовать поискать в Интернете, то вы там ничего не найдете по поднятому вами вопросу».

В Интернете действительно нет такой информации, да и фактов изъятия литературы из школьных библиотек не зафиксировано. Если дело и доходило, то только до книжных магазинов, где находились пособия по сексуальному воспитанию детей. Но тут уж ни о какой художественности, да и ценности речи и не идет, поэтому и вопросов возникать не должно.

Следующим ведомством, куда мы обратились, стало министерство образования Саратовской области. В пресс-службе ответить на наш вопрос затруднились, попросили позвонить в приемную - заместителю министра Надежде Рукан, откуда начался «круговорот звонков», а в результате все свелось к просьбе о написании официального запроса. ИА «СарИнформ» принципиально отказалось от такой затеи. Чиновники на подобные вопросы, как нам кажется, должны отвечать сразу, а не водить журналистов за нос в течение семи так ими любимых дней.

Туман наших сомнений немного разогнали в отделе по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Саратовской области. По словам старшего прокурора отдела Максима Калигина, художественная литература все-таки попадает под этот закон, однако разбираться надо в каждом конкретном случае.

«В законе прописано, что к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, относится информация, которая побуждает детей к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способная вызвать у детей желание употребить наркотики, покурить, выпить, информация, которая оправдывает жестокость, отрицает семейные ценности и так далее. Здесь достаточно сложная градация, для каждого возраста свои ограничения и своя маркировка»

, - пояснил он.

Однако привести конкретные примеры, когда книги изымали из школ, представитель прокуратуры не смог.

«Фильтрация, конечно, есть, в том числе в библиотеках. Закон вступил в силу с 1 сентября, действует недавно. Мы будем активизировать работу прокуроров в районах, так как для нас это приоритетная работа»

, - добавил он.

А пока прокуратура занимается изъятием из продажи журналов со знаком "18+" рядом с учебными учреждениями.

Если работники прокуратуры все-таки активизируются и пойдут в библиотеки, то им придется вспомнить весь школьный курс литературы и включить фантазию, чтобы подвести сюжет многих книг под пункты закона. На самом деле это не так трудно. Всеми любимую историю про Дядю Федора, пса и кота можно трактовать и как пропаганду неестественной любви к животным, и как пропаганду бродяжничества. Мол, ребенок начитается, бросит родной дом и пойдет, куда глаза глядят. Классический роман об Анне Карениной, которым восхищаются на всех континентах, нетрудно свести к банальному сюжету о женщине-истеричке, а автора уличить в пропаганде суицида. Не станет ли это губительным примером для несовершеннолетних барышень? Само собой, благоразумие в данном случае не помешает. Надеемся, что его хватит у сотрудников прокуратуры и других контролирующих органов.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
136