Телефоны для связи
1
Статьи
Бюджет двух губернаторов
10 Декабря 2012, 18:14
Скопировать ссылку
Выделить
главное

«Время» сравнивало ипатовский и радаевский подходы к формированию бюджета Саратовской области

Остаются считанные дни до вступления в силу закона об областном бюджете на 2013 год. Если при предыдущем главе региона Павле Ипатове было принято семь бюджетов, то для нынешнего губернатора Валерия Радаева этот бюджет станет первым. «Время» выявляло общее и особенное двух бюджетов.

О надежде

В апреле 2012 года, когда главой нашего региона стал Валерий Радаев, настроения в местных политических кругах резко изменились — в положительную сторону. И причины тому были весомые. Во-первых, обновился состав правительства области. Уставшие от бесперспективных методов управления экс-губернатора Павла Ипатова вздохнули с облегчением. Многим хотелось верить, что свежая кадровая волна наконец избавит регион от порочной политики, основанной на заимствовании. Во-вторых, новый руководитель правительства во время своей инаугурации произнес действительно впечатляющую речь. «Необходимо, чтобы граждане доверяли власти, а этого можно достичь только через повышение эффективности ее институтов», — говорил тогда Радаев. Но ограничиваться лирикой было явно недостаточно. И губернатор предложил конкретный путь решения, пожалуй, самой наболевшей проблемы области — госдолга. Бороться с ним, как тогда отметил Валерий Васильевич, нужно посредством сокращения и оптимизации бюджетных расходов. Здесь-то у многих и появилось ощущение благоприятных перемен, на наш край стали смотреть с надеждой...

Но оправданна ли вера в светлое будущее? Отличается ли стратегия развития региона команды Валерия Радаева от деятельности правительства под управлением Павла Ипатова? Чтобы ответить на эти вопросы, «Время» сравнило уходящий и грядущий бюджеты области.

О реальности

За основу мы брали бюджет-2012 в последней редакции от 13 ноября 2012 года. Потому не исключаем, что рассматриваемый нами проект бюджета 2013 года, который ныне лежит на сайте облправительства, в дальнейшем также может подвергнуться изменениям (см. таблицу №1).

Доходная часть ожидаемого бюджета (порядка 60 миллиардов рублей) оказалась меньше на три миллиарда, чем в текущем году. Расходы казны предполагается сократить примерно на пять миллиардов рублей — с 70,6 миллиарда (в 2012 году) до 65,7 миллиарда (в 2013-м). Должен уменьшиться и дефицит: если сегодня он составляет 7,6 миллиарда рублей, то в будущем году, скорее всего, он составит 5,5 миллиарда. Таким образом, мы видим, что предполагаемый бюджет, несмотря на «сжатость», окажется экономичнее своего предшественника на 2,1 миллиарда рублей.

Думские чудеса

В региональном парламенте произошло нечто невероятное. Как помним, в период с декабря 2007 по октябрь 2012 года в облдуме насчитывалось 36 депутатов. Но после выборов V созыва, которые как раз состоялись в октябре, количество народных избранников увеличилось до 45. Вполне справедливо было бы предположить, что представительному органу власти теперь понадобится больше денег. Но, оказалось, все наоборот. Как сообщил «Времени» руководитель аппарата комитета по бюджету и налогам Саратовской областной Думы Сергей Купцов, финансирование парламента региона в 2013 году составит порядка 178,4 миллиона рублей. Стоит отметить, что в текущем году деятельность думцев оценивается в 189 миллионов. Интересна и другая деталь: общая структура парламента и его деятельность практически не изменились, однако финансирование по некоторым направлениям сократилось.

Большая разница?

Опираясь на проект бюджета региона 2013 года, рассмотрим наиболее значимые примеры изменения в финансировании тех или иных государственных институтов.

Министерство экономического развития и торговли Саратовской области в новом году получит 68,8 миллиона рублей, в отличие от нынешних 193,5 миллиона. Главная причина — сокращение средств на поддержку малого и среднего предпринимательства. Если в 2012 году на это направление ушло более 100 миллионов рублей, то в следующем планируется направить лишь 13 миллионов.

Серьезный дисбаланс наблюдается в финансировании министерства сель­ского хозяйства региона. Грядущий бюджет предполагает, что ведомству достанется лишь 1,21 миллиарда рублей, несмотря на то, что в нынешнем году оно получило 2,8 миллиарда. Разница в 1,6 миллиарда в первую очередь объясняется прекращением работы «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». В текущем году эти мероприятия затребовали 1,4 миллиарда рублей. В проекте бюджета на следующий год имеется информация об аналогичной областной целевой программе. На нее уйдет лишь 0,53 миллиарда.

Комитету дорожного хозяйства повезло больше. Дорожные фонды были увеличены на 1,5 миллиарда и составили почти пять миллиардов рублей. Совокупное финансирование программ «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010–2015 годы» и «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Саратовской области» было увеличено чуть ли не в два раза — с 2,1 миллиарда до 3,9 миллиарда рублей.

А вот комитет транспорта региона в 2013 году получит 1,45 миллиарда рублей вместо нынешних 1,71 миллиарда. Подпитка по многим направлениям ведомства окажется слабой. К примеру, водному транспорту достанется шесть миллионов, а не 14,9 миллиона как в текущем году. На мероприятия в сфере автотранспорта будет выделено 150 миллионов — на 94 миллиона меньше, чем в 2012-м.

Полностью оправдало свое название министерство финансов области и в то же время заставило о многом задуматься. В нынешнем году ведомство получило 7,82 миллиарда рублей, в следующем планирует получить 9,6 миллиарда. Спрашивается: с чем конкретно связано увеличение финансирования? Быть может, чиновники стали лучше считать? На деле же обслуживание государственного и муниципального долгов области подорожало — эдак на полмиллиарда (с 2,5 миллиарда рублей до трех миллиардов). К тому же труд, направленный на выравнивание бюджетной обеспеченности, стал стоить дороже на 800 миллионов. Так что за ведомство, возглавляемое Александром Ларионовым, волноваться точно не стоит — не пропадет. Для справки: главной функцией министерства финансов региона является работа по составлению проекта областного бюджета.

Ожидается, что министерство информации и печати потерпит неслабые денежные потери. Оно и неудивительно. Во-первых, выборов в 2013 году не ожидается. А во-вторых, областная власть, как нам кажется, не особенно заинтересована в сотрудничестве со СМИ. Мероприятия по поддержке и развитию средств массовой информации на 2012 год оценивались в 1,8 миллиона рублей, теперь — в 432 тысячи. В целом финансирование структуры сократится со 106,1 миллиона до 39,3 миллиона рублей.

Малоприятным 2013 год может оказаться для министерства строительства и ЖКХ области. Денег у ведомства, согласно проекту бюджета, станет почти в два раза меньше — 2,2 миллиарда вместо 4,33 миллиарда (как в текущем году). Одни только мероприятия по капремонту и переселению из аварийного жилья «подешевеют» примерно на 900 миллионов. В работу топливно-энергетического комплекса вместо нынешних 134 миллионов рублей вложат только 80 миллионов. Словом, сферу ЖКХ при столь ограниченной финансовой поддержке вряд ли ждут позитивные перемены.

Еще хуже придется комитету капитального строительства области. В следующем году для ведомства запланировано лишь 297 миллионов рублей, в то время как бюджет текущего года подарил структуре более двух миллиардов! Сокращение финансирования коснется многих направлений комитета. Водное хозяйство, к примеру, получит не 825, а 78 миллионов; а цена на вместе взятые областные целевые программы упадет в 74 раза и составит лишь 2,5 миллиона вместо 187 миллионов рублей.

О прежнем

Насчиталось немало ведомств, для которых объемы предоставляемых бюджетных средств в 2013 году будут почти тождественны параметрам нынешнего финансирования. Взять, скажем, об­ластное министерство промышленности и энергетики. Денежное обеспечение его работы сохранится на уровне 41 миллиона рублей. Управление ветеринарии получит практически те же 300 миллионов. Поддержка Гостехнадзора, Гос­жилинспекции и Госстройнадзора будет равна примерно 21–24 миллионам рублей для каждого ведомства (на миллион больше, чем в текущем году). Все те же 14,8 миллиарда утекут в министерство образования. Так что главе ведомства Марине Епифановой можно спать спокойно: ЕГЭ и единым образовательным стандартам явно ничто не грозит.
Министру соцразвития Ларисе Колязиной тоже обеспечен крепкий сон. На возглавляемую ей структуру планируется выделить 13,5 миллиарда рублей, собственно, как и в 2012 году. А вот руководитель минздрава Алексей Данилов, он же — лоббист бюджета социальной направленности, наверное, будет обеспокоен тем, что на систему здравоохранения уйдет уже не 13,4 миллиарда рублей, а 11,6 миллиарда. Как гласят рассматриваемые нами документы, цена стационарной помощи в грядущем году будет равна 2,6 миллиарда рублей, а сегодня ее стоимость — 4,2 миллиарда. На развитие культуры выделено 1,16 миллиарда рублей — меньше, чем в 2012 году, на 31 миллион.

P.S. Сравнив проект бюджета 2013 года с бюджетом года текущего, мы пришли к выводу, что ничего революционного новый состав правительства области не предложил. Более того, по мнению «Времени», многие денежные потоки направлены далеко не в нужные русла. Мы сомневаемся, например, что управление делами регионального правительства так нуждается в увеличении финансирования, в то время как поддержка сферы ЖКХ, сель­ского хозяйства, транспортной отрасли значительно ослабла. Неужели стратегия развития региона под управлением Валерия Радаева дублирует ипатовские методы? К положительным особенностям проекта бюджета на 2013 год мы можем отнести сокращение дефицита. Понятна и необходимость вливания больших сумм в социальную сферу и здравоохранение, ибо соответствующая политика продиктована Правительством РФ.