Телефоны для связи
1
Статьи
ГОСТ им не указ
10 Декабря 2012, 15:36
Скопировать ссылку
Выделить
главное

Как добиться ровных дорог? Памятка для водителей и пешеходов

Ямы, сломанные светофоры, отсутствие дорожных знаков — далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются саратовские водители. Гораздо страшнее попасть колесом в открытый люк или оставить глушитель на рельсах. Однако мысленное выражение ненависти к дорожным службам, администрации и ГИБДД проблему не решит. «Время» выяснило, как участникам дорожного движения бороться за свои права.

В ближайшие недели будет принят областной бюджет на 2013 год. Согласно проекту, комитету дорожного хозяйства планируется выделить 4,9 миллиарда рублей. Это на полтора миллиарда больше, чем в этом году. Выделенная сумма рассчитана не только на строительство новых дорог, но и на ремонт существующих, а также на нанесение дорожной разметки, установку знаков. Куда будут закатаны эти полтора миллиарда, сможем оценить только в следующем году. Однако эти данные приведены здесь скорее для справки. Всем известно, что у администрации и правительства на все есть один ответ: «У нас нет денег». Но критиковать власть за растущие долги не будем, так как это не имеет смысла. Мы же расскажем, как бороться с нежеланием что-либо менять в городе законным путем.

Не ГОСТ, а сплошной анекдот

Перечень ГОСТов на дорожную тему может вызвать не только недоумение, но и улыбку. Это увлекательнейший документ. Сколько там всего интересного да необычного для нас! Разве русский человек знает и замечает, что «покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств», а если они и появляются, то «не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см»? А кто видел снег, сформированный «в виде валов с разрывами на ширину 2,0–2,5 метра» и убранный затем в течение четырех-шести часов после его выпадения? В ГОСТе говорится о таких абсурдных вещах, как невозможность расположения «неработающих светильников подряд, один за другим». В документе также прописывается, что «отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия не допускается более 2 см». А вот еще любимая русская забава — укладывать асфальт в снег, что противоречит правилам: «Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5оС, осенью — не ниже 10оС; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10оС».
ГОСТы не соблюдаются — это факт, который известен всем. Несоблюдение ГОСТов является грубым нарушением, за которое можно и нужно привлекать к ответственности уполномоченных лиц.

Как сообщить о нарушении

За ремонт и обслуживание дорог ответственность несет администрация, которая дает распоряжения дорожным службам, а надзорным органом является ГИБДД. Следовательно, устранять все нарушения, к которым относятся любые несоответствия ГОСТу, обязаны они. Водителю необходимо запомнить точный адрес, где расположена, к примеру, яма, измерить ее, описать или, еще лучше, сфотографировать и направить эти данные в ГИБДД. Как рассказали нам сотрудники регионального Управления, сделать это можно четырьмя способами: по телефону дежурной части, оставить сообщение на сайте ГИБДД, написать о нарушении на электронную почту Управления либо принести заявление и фотографии лично.

Бороться за свои права можно и нужно. В нашем областном центре есть несколько волонтеров, которым небезразлична судьба города. Координатор общества «РосЯма» в Саратове Никита Колпаков считает, что многие не хотят ввязываться в это из-за потери времени. Организация позиционирует себя как «Общественный проект по борьбе за поддержание нормального состояния дорог». «Все очень просто, — делится Никита, — достаточно зайти на сайт ГИБДД и там написать заявление с описанием места и примерных размеров ямы. Отправив его, надо ждать 30–45 дней, в зависимости от почтовой пересылки. Результатом станет пришедшее на имя отправителя письмо, в котором будет написано, что факты нашли свое подтверждение, сотрудники ГИБДД выехали на место и составили акт осмотра. И что балансосодержателю дороги, то есть администрации, передано предписание для устранения нарушений. Для совсем ленивых мы сделали группу в социальных сетях, достаточно просто выложить фото и указать адрес, бумаги мы отправим сами».

В таком деле, безусловно, важна массовость. Роман Денисов, еще один правозащитник-доброволец, считает, что ситуацию можно изменить в корне, если будет задействовано как можно больше людей. «Однажды мы решили провести акцию: предложили автовладельцам и пешеходам прислать хотя бы по одной фотографии нарушений, далее мы бы сделали все сами. Из 15 тысяч участников, получивших это предложение, фотографии прислали только восемь. Тем не менее дороги — это наша общая проблема, и никто не должен оставаться в стороне, когда существует возможность исправить ситуацию». Роман поделился тонкостями, которые следует учесть. К примеру, после того как заявление отправлено в ГИБДД, необходимо сделать им звонок и спросить номер, под которым заявление было зарегистрировано. Это поможет в дальнейшем отследить продвижение дела, в том числе при обращении в прокуратуру. «Ответ должен быть обязательно прислан на физический адрес, — уточняет Роман. — В нем может быть написано, что заявление рассмотрено, предписания даны и нарушение будет исправлено. Также в ответе могут написать, что данная яма, например, уже включена в перечень нарушений, которые стоят в очереди на исправление».

Такие добровольцы считают, что каждый водитель может достичь желаемого. Никите и другим единомышленникам удалось добиться установки 64 новых знаков только на улице Ломоносова и прилегающих к ней перекрестках.

ДТП с люком

Страшный сон водителя: он, стоя в пробке и не видя дороги из-за близости к впереди стоящей машине, внезапно проваливается одним колесом в открытый люк. Далее следует отборная речь автовладельца, аварийный сигнал, потерянные нервы, время и приобретенные царапины. Затем водитель в расстроенных чувствах уезжает, а очевидцы обещают себе быть более внимательными на дороге. Однако это только один сценарий развития событий, причем не самый лучший, зато самый распространенный.

Большинство автовладельцев даже не догадываются, что подобный случай — не их вина, а полноценное ДТП, где они являются пострадавшей стороной. А следовательно, уезжать с места аварии не стоит, если водитель хочет получить компенсацию за повреждение автомобиля. Однако по полису ОСАГО сделать это не получится.

«Полис ОСАГО рассчитан только на ДТП с двумя и более участниками, — рассказала нам сотрудница страховой компании «Альянс» Юлия, — к тому же люк является имуществом города. Возмещение в данном случае возможно только в судебном порядке».

Мы выяснили у автоюриста, каким образом стоит действовать в подобном случае.

«Авария, произошедшая с участием одного участника дорожного движения из-за несоответствующего ГОСТу состояния дороги, является одним из самых сложных случаев возмещения ущерба», — поясняет независимый автоюрист Олег Николаев.

В подобной аварии следует действовать как при обычном ДТП. Первым камнем преткновения может стать вызов инспектора ГИБДД, который, возможно, откажется приехать и предложит самостоятельно составить схему ДТП и приехать к ним. «Следует настаивать на выезде инспектора на место аварии, мотивируя это необходимостью осмотра дороги и составления акта о неудовлетворительных дорожных условиях», — рассказывает юрист. В случае отказа — звонить во всевозможные инстанции — от дежурного УВД города до прокуратуры.

Далее в те долгие часы ожидания инспектора необходимо собрать доказательства.

«Свидетелями могут стать другие водители, особенно следующие за вашей машиной, пешеходы, продавцы близлежащих магазинов. В случае отсутствия непосредственных очевидцев аварии необходимо найти свидетелей, которые подтвердят последствия ДТП», — говорит Олег. Необходимо выставить знак аварийной остановки и сфотографировать место ДТП с разных ракурсов. «Однако вставать на вашу сторону ни ГИБДД, ни дорожные службы точно не намерены. Водителей обычно обвиняют в том, что они двигались не с той скоростью, сами не заметили опасность на дороге либо вовремя не затормозили. В связи с этим необходимо доказать, что опасность возникла внезапно, и вы технически не смогли избежать ее», — предупреждает автоюрист.

К таким ситуациям относятся, например, залитая водой яма, неработающие фонари, не убранный в течение шести часов снег и наледь.

После оформления ДТП следует установить владельцев данного участка дороги либо открытого колодца. Сделать это можно в ГИБДД. Данных физических или юридических лиц следует указывать в качестве ответчиков вместе с администрацией района и города. Следующий шаг — оценка ущерба, которую нужно производить в оценочной фирме в присутствии ответственных лиц. Они могут отказаться приехать, но важен сам факт получения ими приглашения.

«В акте осмотра нужно указать явившихся и неявившихся представителей, а также их мнение», — поясняет автоюрист.

А далее — суд или досудебное урегулирование конфликтов. Второе возможно при небольшой сумме ущерба. Сначала следует предъявить претензию ответственным лицам, в которой описать суть ДТП, стои­мость всех расходов, в том числе на оценку эксперта и на его работу, эвакуатор, оправку приглашений. В претензии нужно выразить просьбу о возмещении причиненного ущерба добровольно, в противном случае дело будет передано в суд. К заявлению прикладываются все справки, заключения, акты осмотра и квитанции об оплате. Если урегулировать конфликт таким образом не удастся, последним вариантом остается подать иск по месту нахождения ответчика, в котором следует указать сумму и лиц для взыскания. Затем нужно прийти на заседание суда и ждать постановления.

Безусловно, добиться справедливости и взыскать ущерб получается далеко не у всех. К тому же система настолько забюрократизирована, что не каждый решится отстаивать свои права. Может быть, при небольших суммах даже не стоит тратить на это время и нервы. Однако если водитель транспортного средства, попавшего в люк и проехавшего его, не справился с управлением, и автомобиль врезался в стену или во встречную машину, надо попробовать отстоять свои права. Хотя бы ради того, чтобы нарушение было устранено и не стало причиной еще более серьезного ДТП.

Данная тема заслуживает продолжения. В следующих номерах мы составим дорожную карту ответственных лиц за каждый участок дороги, а также узнаем мнения экспертов, представителей ГИБДД и дорожных служб.