Телефоны для связи
Статьи
Аткарский гоп-стоп
14 ноября 2012, 11:46

Как сельские братки попали в большую политику и почему деревня Ершовка гордится своими земляками


В списке не значатся


На наших глазах в прогремевшей на весь мир трагической истории юриста Сергея Магнитского начинается новый поворот. Следственный департамент МВД направил в Генпрокуратуру материалы уголовного дела погибшего. Следующим этапом станет подписание обвинительного заключения и его передача в суд. Семья покойного называет процесс аморальным и считает его ширмой для сокрытия истинных причин и обстоятельств гибели Магнитского - аудитора фирмы Firestone Duncan и юрисконсульта фонда Hermitage Capital. С семьей юриста солидарен Конгресс США, где в конце этой недели должно состояться голосование по «Закону Магнитского».

Напомним, семья Магнитского и его партнеры из Hermitage Capital и Firestone Duncan убеждены в том, что гибель Сергея в СИЗО в 2009 году связана с разоблачением целой системы незаконного возврата НДС. По данным Магнитского и партнеров, в этой системе рука об руку трудились силовики, налоговые инспекторы, судьи арбитража, банкиры и представители криминального мира.

Началось все с того, что печати и учредительные документы трех фирм, учрежденных в России фондом Hermitage, в 2007-м были изъяты при обыске московскими силовиками. В том же году три компании, заплатившие до этого в российский бюджет налогов на сотни миллионов долларов, были оформлены на подставных лиц, которые открыли для украденных фирм счета в Универсальном банке сбережений (УБС). Затем через арбитражные суды на эти фирмы были повешены долги на миллиарды рублей. Иски на основании поддельных документов подали компании-однодневки, подконтрольные еще одному участнику НДС-ной схемы, по совместительству – председателю совета директоров УБС. Следующим шагом стал возврат на основании арбитражных решений и липовых налоговых деклараций НДС, ранее уплаченного британцами. Едва счета в УБС пополнились на 5,4 миллиарда рублей, выдернутых из бюджета, началась финальная фаза операции – вывод средств на счета подконтрольных однодневок.

Но аудитор-юрисконсульт Магнитский стал для потрошителей госказны костью в горле. От имени фонда в силовые структуры полетели заявления, был обнаружен и банк, где отмывались похищенные деньги, и аналогичные преступления, совершенные примерно той же группой товарищей. Принципиальная позиция тихого бухгалтера и стала причиной его смерти в СИЗО.

Дело погибшего аудитора вызвало международный резонанс. Про список Магнитского (на нем основан одноименный закон), составленный силами Firestone Duncan и фонда Hermitage Capital, слышали все. В нем указано 60 фамилий должностных лиц, причастных к смерти аудитора, и список этот открыт для пополнения. В 2010 году Конгресс США и Европарламент проголосовали за закрытие визового коридора для фигурантов списка.

В этом громком перечне не найти фамилий «бизнесменов», исполнивших техническую роль в НДС-ной схеме. Однако вклад их незамеченным не остался. Партнер погибшего юриста Джеймисон Файерстоун в январе этого года направил заявление главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, где перечислил не только представителей властных структур, замешанных в незаконном преследовании Магнитского и финансовых махинациях, но и скромных «героев», трудившихся на подхвате. Их он назвал «аткарской группировкой», лидером которой, по его данным, является уроженец села Ершовка Сергей Орлов. Номером вторым назван Виктор Маркелов, который, формально будучи рабочим пилорамы, умудрялся прогонять через счета однодневок государственные миллиарды. Фигурами поменьше в этом уголовном замесе стали земляки Орлова С. Поповкин, Ю. Тюкаев. Стараниями Орлова эта сельская публика, наряду с другими подельниками, выступала номинальными учредителями Универсального банка сбережений, истцами и ответчиками в судах, заявителями о возврате налогов.

Собственная гордость


Многие саратовские СМИ после нашумевшей «Новой версии дела Магницкого», что появилась на сайте журнала «Форбс» 7 февраля, написали об аткарской группировке, изобличенной Файерстоуном. Но, строго говоря, уроженцев этого района прославил еще за два года до этого журнал «Огонек». На станицах издания, принадлежащего ИД «Коммерсантъ», живописались подвиги Орлова и Маркелова, которые в 2006-м похитили бизнесмена прямо возле здания столичного ГУВД и вымогали у него 20 млн. долларов («Оборотни в «Бриони» от 01.02.2010г.).
Тяжело читать про этот беспредел, но, как выяснилось, на малой родине «героев» на эту криминальную сагу смотрят совсем другими глазами. Например, Сергей Орлов, жертвовавший немалые деньги на восстановление одной из церквей в Аткарском районе, воспринимается сельчанами как олицетворение жизненного успеха, образец удачливого бизнесмена, сумевшего сколотить в Москве большие капиталы. Особенно им импонирует, что с земляками большой «бизнесмен» Орлов всегда общался, не чинясь, не задирая нос.

– Его мать трудилась в бригаде овощеводов, была добросовестным работником, – вспоминает бывший директор учхоза «Муммовское» Михаил Волков. – Сережа был очень заметный мальчик, общительный, умел увлекать людей, это настоящий лидер, одним словом.

Интересно, что про некоторые детали орловского «бизнеса» сельчане что-то знают, но воспринимают это спокойно.

– Сережа помогал и школе, и церкви, и Дому культуры. Дело Магнитского? Ну, это где-то там… А у нас он ничего себе такого не позволял, здесь же его село родное, – заявили нам в администрации Ершовки.

Сергей Поповкин, один из фигурантов уголовного дела о попытке хищения акций Михайловского ГОКа, номинальный директор компании-соучредителя Универсального банка сбережений, с легкой руки Орлова тоже стал директором ряда фирм, участвовавших в налоговых схемах. А вот жители Ершовки считают этого мелкого криминального деятеля композитором, написавшим более 500 песен!

- Мы вместе в нашем доме культуры играли, - рассказывает все тот же Михаил Сергеевич Волков. – Я на мандолине, Сережа на гитаре, а директор дома культуры на аккордеоне. Исполняли прекрасные русские песни – «Светит месяц», например.

Кстати, брат Сергея не рванул в столицу за сомнительным счастьем, а закончил университет и остался в Ершовке, где преподает в местной школе историю, а жена его в этой школе трудится директором. Классическая сельская интеллигенция…

А вот Юрий Тюкаев происходил из простой семьи, отец его был в учхозе шофером, мать – учетчиком в бригаде растениеводов.

- Мама его строгая была, она ничего такого Юрке не позволяла, - вспоминают ершовцы.

Сыну шофера и учетчицы в заявлении Файерстоуна на имя главного следователя страны тоже уделено несколько строк. Сначала Тюкаев попросил везучего бизнесмена Орлова помочь с трудоустройством, и тот быстро определил его за баранку к своему криминальному партнеру. А после Тюкаев Ю.И. состоялся как учредитель и директор нескольких десятков фирм, мошеннически возвративших налоги на основании подложных документов.

А вот «легендарный» мастер пилорамы Маркелов ершовцам не знаком, потому что в селе, ставшем с легкой руки Орлова просто кладезем уголовных элементов, не проживал. Аборигены знают лишь, что он - уроженец Аткарского района и за свои труды удостоился клички то ли «Паленый», то ли «Бронзовый».


Любимец публики


Но Сергей Орлов в Ершовке вне конкуренции. Сразу после школы он поступил в аграрный университет им. Тимирязева и больше в село не вернулся. Однако Ершовку не забывал, приезжая на дорогих авто и демонстрируя сельчанам очевидные успехи
в бизнесе. Красивая жена, иномарки и щедрая благотворительность служат и сегодня предметом пересудов.

– Я прямо вижу его, как он стоит возле своей машины, улыбается, со всеми запросто разговаривает, – вздыхает Михаил Сергеевич Волков. – Он и меня звал в Москву, обещал показать такую жизнь, которую я даже во сне не увижу.

Трудно сказать, чем бы закончилась столичная одиссея пенсионера Волкова, может, и его ершовский светоч приспособил бы в своем уголовном хозяйстве. Вот только бывший начальник всего «Муммовского» за сказочной жизнью в Москву не поехал. Говорят, кстати, пару месяцев назад самый знатный ершовец наведывался в родные пенаты. И ничего странного в этом нет. Ведь стараниями российской правоохранительной системы из всех фигурантов дела Магнитского присел на нары отдохнуть только работник пилорамы Маркелов. Да и тот – совсем по другому делу.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
700