Бюджет был.

Развития не было

Бюджет развития Российской Федерации, как и бюджет развития Саратовской области, был создан еще в прошлом тысячелетии. Но, в отличие от федерального уровня, местная программа прекратила свое существование спустя девять лет. «Время» узнало, сколько правительство готово было вкладывать в развитие региональной экономики на протяжении этого периода.

Для активизации инвестиционных процессов в российской экономике законом «О Федеральном бюджете на 1998 год» был создан Бюджет развития Российской Федерации, формируемый в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемый для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. На местном уровне постановлением губернатора от 09.03.1999 года «О формировании и расходовании средств бюджета Саратовской области» было утверждено положение о бюджете развития Саратовской области.

Вслед за этим документом в 1999 году вышло распоряжение об утверждении перечня предприятий региона, которым предоставляются целевые ссуды из местного бюджета развития. Среди предприятий значились ОАО «Жировой комбинат» с суммой долга более чем в два миллиона рублей, ОАО «Швейная фабрика №5» с 50-тысячной задолженностью, ОАО «Трансмаш» с долгом в 300 тысяч, ОАО «Троллейбусный завод» с задолженностью в 130 тысяч рублей.

Самый первый федеральный бюджет развития составлял 16 миллиардов рублей. В 1999 году общий объем бюджета развития достиг уже 20 миллиардов. В нашем регионе в первые два года существования программы объем финансовой поддержки равнялся примерно 400 миллионам рублей. Примечательно, что в областной казне 1999 года была выделена особая статья с названием «Бюджет развития» и размером в 464 миллиона рублей. Очевидно, данная программа задумывалась как масштабный проект. В областном бюджете 2000 года также фигурирует статья о бюджете развития в сумме 416 миллионов.

В 2000-м средства данной программы выделялись на конкретные расходы. На финансовую поддержку хозяйствующих субъектов было рассчитано 60 миллионов, на поддержку развития малого предпринимательства — 1,4 миллиона, на капитальные вложения в объекты непроизводственной сферы — 206 миллионов, на погашение кредиторской задолженности — 118 миллионов рублей. Интересно, что бюджет развития включал в себя и такие статьи, как финансирование строительных работ по электрификации участка Саратов–Карамыш Приволжской железной дороги (32 миллиона рублей). В первый же год в регионе на рассмотрение специально созданной для этих целей конкурсной комиссии поступило проектов на общую сумму в 200 миллионов рублей, а в 2000-м — почти на 700 миллионов. Но на этом грандиозные планы закончились.

В бюджете Саратовской области 2001 года словосочетание «бюджет развития» уже не встречается. Там есть лишь некоторые статьи, которые могут напоминать об инвестиционной и инновационной деятельности. Например, статья под названием «Капитальные расходы областного бюджета» включала в себя поддержку и развитие малого бизнеса и предпринимательства (1,5 миллиона рублей). Или областная инвестиционная программа в размере 330 миллионов, включавшая финансирование инновационных и инвестиционных программ и проектов хозяйствующих субъектов (140 миллионов рублей, из которых 100 миллионов было отведено сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности).

В 2002 году появилась новая статья об утверждении «суммы расходов на капитальное строительство и расходов, связанных с инновационной и инвестиционной деятельностью». Областная адресная инвестиционная программа в этом году в размере около 230 миллионов рублей уже включала в себя и поддержку малого бизнеса (два миллиона), и финансирование самих инновационных и инвестиционных программ (107 миллионов).

То есть практически сразу бюджет развития бросало из стороны в сторону. Конечно, неформально он назывался бюджетом развития, но как такового в областном бюджете его уже не было. Ситуация 2003 года повторяет предыдущий год, с единственным отличием в размере финансирования. Адресная программа возросла до 480 миллионов, хотя непосредственно на финансирование инвестиционных проектов было выделено всего 68 миллионов, а на поддержку малого и среднего бизнеса — 700 тысяч рублей. В статье также значилось замечание о том, что средства на данные расходы предоставляются в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций.

В 2004 году финансирование государственной поддержки субъектов, реализующих инновационные и инвестиционные программы и проекты, сократилось вообще до пяти миллионов рублей. Саму адресную инвестиционную программу в размере 380 миллионов уже нельзя было однозначно сравнить с предыдущими годами. В 2004-м она подмяла все областные целевые программы, а также строительство и реконструкцию социальных объектов. Складывается впечатление, что область сама не знала, как правильно вкладывать средства в инновации.

В 2005 году на областную адресную инвестиционную программу было выделено 379 миллионов рублей, хотя конкретной статьи о бюджете развития или хотя бы инновационной деятельности не было. Тем не менее несколько лет назад Александр Стрелюхин, бывший на тот момент зампредом правительства, высказывался конкретно о бюджете развития 2005 года, называя сумму в 45 миллионов.

2005-й оказался примечательным не только сменой власти. В марте 2005 года саратовская облпрокуратура объявила, что ведет несколько дел о нарушении правительством региона Бюджетного кодекса РФ. Следствие посчитало, что оно пыталось незаконно использовать средства регионального бюджета развития. Прокуратура обратилась в арбитражный суд области с требованием признать незаконным распоряжение облправительства «О распределении средств областного бюджета на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты». Конкурс, по результатам которого между компаниями распределялись средства из бюджета развития, прошел с нарушениями. В частности, подавляющее большинство предприятий вовремя не подали заявки на участие в конкурсе.

В 2006 году опять произошли изменения. В областном бюджете снова появилась целая колонка о расходах на господдержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, в сумме 90 миллионов рублей. Примечательно, что были выделены расходы на учреждение некоей организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области» в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в сумме 140 миллионов рублей.

В 2007 году также были выделены расходы на господдержку инвестиционных проектов в размере 145 миллионов рублей. А в 2008-м никаких подобных статей уже не было. Фраза «государственная поддержка» в бюджете сменилась на «субсидии», которых было выделено на 75 миллионов. Примерно столько же пошло на развитие малого и среднего бизнеса.

Сами предприниматели сочли эту меру эффективной. Однако депутаты областной Думы, ссылаясь на непрозрачность конкурса, уже тогда были убеждены в обратном. Парламентарии предпочли серьезно сократить бюджет развития, ужесточив требования к соискателям. Субсидии получили прежде всего предприятия производственной сферы, работающие в приоритетных для региона на тот момент времени направлениях (машиностроении, энергетике, строительстве, АПК), активно внедряющие научные разработки и создающие новые рабочие места. При этом на господдержку изначально не могли претендовать торговые предприятия. Уже это стало первым звоночком. На тот момент еще облдеп Олег Галкин (ныне глава комитета по управлению имуществом) высказывался следующим образом: «При прежнем правительстве экс-губернатора Дмитрия Аяцкова бюджет развития был своего рода «кормушкой», некоей формой стимулирования угодных власти бизнесменов и предпринимателей. Ситуация изменилась, но до сих пор не найден формат, позволяющий прозрачно, на открытых конкурсах распределять бюджетные деньги, предназначенные на господдержку». По мнению депутата, программа нуждалась в серьезной доработке. В качестве одного из вариантов предлагалось сокращение средств на бюджет развития.

В последующие годы правительство сосредоточило все свое внимание и средства на развитии малого и среднего бизнеса. По мнению бывшего и.о. министра экономического развития и торговли области Александра Ульянова, финансировать и новые, и старые предприятия не представлялось возможным. В связи с этим от светлой идеи бюджета развития пришлось отказаться окончательно.

Справка «Времени»

Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года. Направление денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.