В руках ИА «СарИнформ» оказались тайные протоколы пензенских директоров, уничтоживших саратовское авиастроение
В августе этого года областной арбитражный суд вынес решение о ликвидации ЗАО «Саратовский авиационный завод». Однако предприятие, вычеркнутое из Единого государственного реестра юридических лиц, парадоксальным образом живет, хотя уже и не существует. Ведь немалое заводское добро по решению собрания акционеров от 2009 года было выведено в два вновь образованных общества - ОАО «Развитие» и ОАО «Аэродром «Южный». И эти активы, невзирая на «загробный» статус материнской компании, служат объектами сделок купли–продажи и изрядно обогащают предприимчивую публику.
Некоторые фрагменты трагической судьбы Саратовского авиазавода широко засвечены в прессе, некоторые становятся достоянием только сейчас. К примеру, мало кто знает, что злосчастный контракт с «Газкомплектимпексом», с которого началось пензенское нашествие на САЗ, был не выполнен именно заказчиком. В 2004 году решением арбитражного суда г. Москвы ООО «Газкомплектимпекс» должно было вернуть САЗу порядка 40 миллионов долларов. Однако приставы обнаружили только пустой счет, а вскоре после этого сам заказчик выдвинул иск против завода. На сей раз тот же московский арбитраж признал, что это саратовский завод не выполнил обязательства. Тяжба закончилась заключением мирового соглашения, по которому в течение 7 месяцев «газпромовская» фирма перечисляет заводу 52 млн. рублей и получает готовый самолет.
- Понятно, что на эту сумму собрать самолет нельзя, ведь по договору на поставку «Газпрому» шести самолетов, с которого все и началось, стоимость одной машины составляла 9,5 млн. долларов, - рассказывают бывшие работники завода. – При этом до судов заказчик перечислил заводу 283 миллиона рублей и забрал один самолет, а мы на достройку оставшихся уже потратили 800 миллионов рублей. У завода были громадные долги по налогам, ранее взятым кредитам. Только банку «Саратов», с владельцем которого Владимиром Жидковым у директора Александра Ермишина были тесные деловые отношения, миллионов 300 мы были должны. Ермишин, наверно, мог бы занять у Жидкова еще 300, и мы бы как-то вывернулись. Но никто не знал, что дело примет такой крутой оборот.
В марте 2005-го, не дождавшись самолета, «Газкомплектимпекс» обратился к саратовским приставам и подал иск в саратовский арбитраж на банкротство завода. Задолженность предприятия составляла 335 миллионов рублей. Реально процедуру удалось запустить только в 2007 году, на тот момент в дело уже вошла никому не ведомая фирма «Монолит-С», выкупившая заводской долг перед «газпромовской структурой».
Дальше события развиваются стремительно: в марте 2007-го внешний управляющий Феликс Шепскис ловит Ермишина на продаже заводской земли по заниженной цене. Конкретно – на продаже 18 га банку «Саратов» за 300 млн. рублей, сумма ущерба, по версии следствия, составила 150 млн. рублей. Следствие началось в мае 2007-го после возбуждения уголовного дела по ст.201 ч.1 и ст.160 ч.4 (злоупотребление служебным положением и растрата в особо крупных размерах). Дело находилось в ведении областной и Заводской прокуратур, но судьба его в точности неизвестна. Хотя на этот вопрос может пролить свет одна замысловатая история.
В 2008 году в №9 еженедельника «Совершенно секретно» появляется текст «Умножение на ноль», где рассказывается о том, как в сентябре 2007 года группа московских бизнесменов подверглась избиению и издевательствам, которые устроили друзья экс-полковника ФСБ Сергея Наумова. С помощью физического насилия были отжаты солидные суммы денег и акции ряда предприятий. Среди них неожиданно всплыл 51% акций ЗАО «САЗ»! Вот что пишет «Совершенно секретно»: «Выведение САЗ из кризиса, видимо, не входило в его (Наумова- прим.ред.) планы: он продал акции частному лицу. Вероятно, это весьма условный собственник акций, на самом деле их приобретатели – люди с солидными финансовыми возможностями. Об этом можно судить по документам, обнаруженным во время обыска… Из них следует: официально за акции заплатили 150 тысяч рублей, фактически же сумма сделки составила 408 миллионов. Обеспечена была эта сумма с помощью так называемой вексельной схемы. В папке оказался один из таких векселей – на 98 миллионов. Его еще не успели обналичить».
Автору этих строк один из пострадавших бизнесменов подтвердил в телефонной беседе, что 51% акций ЗАО «САЗ», действительно, был переведен его бывшим гендиректором Александром Ермишиным на техническую фирму «Транс-С», за которой стояли эти, ставшие жертвами Наумова, бизнесмены. Далее 51% акций был в интересах компании «Монолит-С» продан некоему Анисимову. Официально сумма сделки составила 150 тысяч рублей. Он был убежден, что ООО «Монолит-С» — фиктивная компания, созданная для проворачивания неблаговидных дел. Фирма тесно связана с КБ «МАСТ-банк», который может быть звеном в системе, работающей на «отжатие» активов. По данным нашего собеседника, банк контролировался одним из депутатов Госдумы от Пензенской области, этот же депутат, возможно, координировал и деятельность «Монолита-С».
По нашему мнению, едва акции оказались в нужных руках, уголовное дело против Ермишина резко потеряло перспективы. А вся канитель вокруг САЗа и вовсе началась после ухода из региона прокурора Анатолия Бондара, который, по мнению бывших заводчан, покровительствовал Ермишину.
Скандальезные подробности пензенского антикризисного менеджмента еще свежи в памяти, а потому о них упомянем бегло. Феликс Шепскис, выкинув из диреткорского кресла Ермишина, приводит на завод депутата пензенской гордумы Олега Фомина, который у себя в Пензе владеет маршрутками. А вот в Саратове «газелисту» довелось порулить авиазаводом...
Причем сменщик Шепскиса Игорь Скляр из НП АУ «Лига» (г. Пенза) в этом самом НП был подчиненным Олега Фомина, а вот на САЗе должен был контролировать деятельность своего босса. Относился к своим обязанностям г-н Скляр своеобразно: план финансового оздоровления перед кредиторами защитить не удосужился и соблюдением требования единства счета себя явно не утруждал. Да и чего беспокоиться. Коли основной кредитор - все тот же «Монолит-С», долг перед которым к концу успешного антикризисного управления вырос с 335 миллионов рублей до 522 миллионов.
В свое время господина Скляра и прочих пензенских оздоровителей очень оскорбили статьей в еженедельнике «Время» о странных событиях на авиазаводе. В 2009 году пришло в редакцию гневное требование о публикации опровержения. Из него и возьмем некоторые подробности чудо-процедуры.
Итак, в материалах арбитражного суда указано, что за период проведения конкурсного производства на основной счет должника поступило 193 млн. рублей, из которых были погашены текущие долги на 11,5 млн. Прочее, судя по тексту, ушло «на процедуру конкурсного производства». Оскорбленный в лучших чувствах управляющий Скляр, ставший в 2009 году директором САЗа, указал в своем возражении следующее: за период проведения конкурсного производства на расчётный счет САЗ поступило 251,3 млн. рублей, израсходован 251 миллион, в том числе на зарплату – 120,6 млн. руб; капитальный ремонт зданий и сооружений – 31,9 млн, коммунальные платежи – 12,2 млн, оплату расходов, связанных с производственной деятельностью предприятия - 40,6 млн, оплату налогов - 16,2 млн. А вот выплата конкурсному управляющему Скляру составила всего 240 тыс. рублей.
Но эта «разблюдовка» не отменяет маленьких странностей: расчетный счет со многими миллионами никак не могли найти приставы, следователи Заводского РУВД имели доказательства того, что на предприятии идет продажа активов мимо кассы, а при заключении мирового соглашения в конце 2008-го года выяснилось, что тело долга перед «Монолитом-С» осталось нетронутым, а после намотанных пеней и штрафов оно выросло, как мы уже указали, до 522 миллионов. Так имел ли управляющий Скляр намерение расплатиться с «Монолитом-С» и вывести завод из банкротства? Конечно же, нет!
Настало время провести некоторые подсчеты. Судя по материалам дела против Александра Ермишина, кусок заводской земельки размером 18 га должен был стоить 450 млн. рублей, итого должна была стоить примерно 25 млн за гектар. Конечно, не вся земля САЗа равноценна, иногда заводской гектар и подороже стоит!
В распоряжении редакции есть протокол заседания совета директоров ЗАО «САЗ» от 19 августа 2009 года. Совет директоров собрался аккурат когда истек срок расплаты с кредиторами по заключенному в конце 2008-го мирового соглашения. Мирового соглашения, которое пензенские товарищи заключили, по сути дела, сами с собой. Однако на горизонте всегда маячит такая назойливая неприятность, как налоговые органы. Да к тому же ликвидное имущество следовало вывести в кэш, коль скоро возник такой суперклиент, как ИКЕА.
На том самом совете директоров экономическая служба САЗ приводит выкладки: прогноз по поступлению денежных средств во втором полугодии – 37, 6 млн. рублей, а необходимо 128 млн. Всего, с учетом задолженности за прошедшие периоды, потребность предприятия в денежных средствах на начало 2010-го составит 1,5 млрд. рублей.
Далее участники совещания ведут речь об образовании компактного завода и продаже ненужных территорий. Но очень сомнительно, что топов всерьез волнуют как финансовое состояние САЗа, так и создание компактного предприятия авиационного профиля. Ведь буквально через пару недель начнется варварское уничтожение САЗа – нанятые вандалы уничтожат памятник заводчанам, погибшим в годы войны, затем исчезнет проходная с орденами, а по ночам начнутся массовые поджоги цехов.
Но пока совещание идет своим чередом:
- Мы можем ориентироваться в основном на те сделки купли-продажи, которые были совершены ЗАО «САЗ» в последнее время, например, в 2007-2009 годах, - говорит директор Игорь Скляр. - Стоимость земельных участков составила от 260 до 1500 руб./кв.м в зависимости от плотности застройки, места расположения земельного участка и прочих обстоятельств. Цена за единицу площади производственных строений колеблется в пределах от 2,6 до 5 тыс. руб. также в зависимости от состояния здания.
Но участок под ИКЕА номиналом куда покруче будет:
-Предложенная цена земельных участков составляет 112,865 доллара США за 1 кв.м, за исключением не сформированного на сегодняшний момент участка площадью около 1 га, стоимость которого ниже и составляет 50 долларов США за 1 кв.м. В пересчете на рубли по текущему курсу ЦБ РФ это составит 3600 и 1600 руб./кв.м соответственно. Полагаю, что рыночный характер таких условий не вызывает сомнений, - не скрывает радости «газелист» Олег Фомин.
Судя по этим условиям, за 26 га под торговый центр ИКЕА заплатила 869 миллионов рублей. Цена одного гектара составила 36 миллионов 21 тыс. рублей. Куда ушли эти деньги, неизвестно. Компактное предприятие, где, как заливались соловьями пензенские топы, будет осуществляться техническое обслуживание самолетов Як-42 и работа по кооперации с другими авиастроителями, так и не появилось.
Продолжение следует