Телефоны для связи
Статьи
Сеять разумно
17 сентября 2012, 13:08

Субсидии на покупку семян овощеводам порой выдаются после истечения сроков сева

В начале осени полки магазинов и прилавки рынков уставлены местными помидорами, огурцами и арбузами. Но наслаждаться плодами работы отечественных овощеводов саратовцам осталось недолго. Вкусовое удовольствие продлится до октября. Потом эстафетную палочку перехватит красивая, но почти безвкусная импортная продукция. Каковы особенности областного овощеводства и что мешает ему развиваться, выясняло «Время».

Климатические условия России ставят овощеводов всей страны перед жестким фактом: урожай можно получать только раз в год. Не три раза, как, например, в Турции, а только раз. «Импортная овощная продукция присутствует на рынке круглогодично. Наша (огурцы, помидоры) — начинает созревать и появляться на прилавках с конца мая. Ее можно будет покупать до холодов, до октября. Капуста, свекла, морковь будут поступать еще в ноябре», — рассказал заведующий кафедрой защиты растений Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Иван Еськов. С ноября до начала нового года наступает период, когда рынок почти полностью заполняет импорт¬ная продукция. Саратовцам предлагается покупать модно упакованные и красивые иностранные овощи.

В январе же горожан должен ожидать второй поток местных овощей: начинается распродажа заложенной на хранение продукции (лука, свеклы, картофеля, капусты). Он, как правило, длится до весны. Снова повсюду один импорт до мая, а там уже начинает созревать новый урожай.

Как видим, иностранный продукт плотно заполняет лакуны, образовывающиеся в системе поступления местного урожая в магазины. Он экспортируется круглый год, но усиленно — именно в месяцы саратовского овощного «застоя». Но даже в периоды, когда прилавки должны ломиться от обилия местных огурцов и картофеля, у фермеров бывают трудности с реализацией овощей. Профессор Еськов привел примеры: «В конце мая начинают поступать местные салаты, огурцы. Но уже Азербайджан, Узбекистан, Турция, Египет везут к нам свою продукцию. Они успевают появляться на прилавках на неделю-две раньше, чем наши. Когда же отечественные овощи выходят на рынок, цена успевает упасть, и местные фермеры остаются в минусе. Или с началом лета на рынке появляется наш картофель, но многие уже закупили впрок, еще с весны, ранний или импортный картофель».

Из-за специфики природных условий фермеры иногда теряют урожай. По словам Ивана Еськова, некоторые фермерские хозяйства в прошлом году не успели убрать овощи из-за внезапно нагрянувших морозов (осталось по 10–15 неубранных гектаров). «При этом всю зиму так заметало, что невозможно было очистить склады. И руководители фермерских хозяйств ждали, думали: «К марту погода успокоится, и начну продавать». Как морозы спали, они объявили о продаже, но никто к ним уже не поехал закупать овощи», — рассказал профессор.

Областные фермеры хотят подготовить раннюю овощную продукцию, но не успевают, потому что сезонность диктует им свои условия. Появление зимой местных овощей на рынках — это не столько забота о горожанах, сколько логичное желание товаропроизводителей сделать свое хозяйство рентабельным. Ведь даже летом местные овощеводы с трудом пробиваются на рынок (об этом — «Время», №28 (329) от 20 августа 2012 года). «Наши фермерские хозяйства недовольны тем, что сетевые магазины заполнены овощной продукцией иностранного происхождения», — отметил Еськов. В холодное время года у них появляется возможность продать овощи выше себестоимости, чтобы окупиться.

Теплицы могли бы спасти положение. Напомним, общая площадь парников в области, по данным министерства сель¬ского хозяйства, — более 60 гектаров. Профессор Еськов назвал более точную цифру: 70 гектаров, отмечая, что 32 гектара составляют блочные, застекленные теплицы, остальные — легкие, пленочные. Урожай они дают в начале лета и поздно осенью. Зимой часто промерзают. Как отмечало «Время» в №30 (331) от 3 сентября 2012 года, тепличным хозяйствам необходима срочная модернизация производств.

В итоге фермеры пытаются выжить всеми законными способами, в том числе — экспортируя местные продукты. «Площадей для обеспечения жителей области хватило бы, — утверждает профессор, — но все сельхозпроизводители стараются продать дороже, и мы не можем их ограничить, запретить продавать в другие регионы. Наша овощная продукция из закрытого грунта идет в Москву, Челябинск, в другие города — вплоть до Воркуты. Даже расходы по перевозке окупаются, и чем дальше на север, тем больше. Например, в Норильске черешня стоит полторы тысячи рублей за килограмм, у нас — 150–200 рублей».
Ситуация складывается парадоксальная: саратовцы едят в основном импортную продукцию. А местную, из-за засилья иностранных товаров еле пробивающуюся на рынок, фермеры, чтобы выжить, продают в других регионах. Не лучше ли создать для региональных овощеводов условия, которые будут позволять им реализовать большую часть продукции в своей области по выгодным ценам?

Какую поддержку оказывает региональная власть? Для тех, кто выращивает элитные сорта овощей, предусмотрены определенные субсидии. Они выплачиваются согласно постановлению правительства области от 19 января 2012 года №15-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства». Как сообщили корреспонденту «Времени» в отделе финансирования, господдержки и бюджетных отношений в АПК областного минсельхоза, это — единственная субсидия, выплачиваемая на сегодняшний день овощеводам.

Производителям компенсируются за¬траты на закупку семян — от 20% до 25% в зависимости от их сорта (супер-элита, элитные семена, семена гибридов первого поколения). Но когда деньги добираются до самих фермеров? В отделе господдержки рассказали о процедуре: «Министерство финансов выделяет средства частями. По мере их поступления мы вывешиваем на сайт минсельхоза сообщение о предоставлении субсидий, овощеводы присылают заявки. Принимаем их документы, и в течение 45 дней после написания заявки необходимые средства перечисляются на счета бюджетополучателей».

Взглянем на сайт: прием документов на поддержку элитного семеноводства начался в этом году 25 апреля. В такой стране, как Россия, где не желание фермера, а климатические условия задают тон и решают, когда и что надо сеять, дата получения субсидий действительно важна. Успеют ли фермеры подать заявку и закупить семена, чтобы летом уже продавать продукцию? Обратимся к эксперту. «Картофель в нашей области сажают с конца апреля до середины мая, поздние сорта — в конце мая, — рассказывает профессор Еськов. — Пора сева семян овощей — середина мая, а бахчевых культур — конец того же месяца».

Получается, что пока субсидии дойдут до овощевода (в течение полутора месяцев), на дворе уже будет середина июня, и сеять будет поздно. То есть правительство, направляя субсидии, не больно-то заботится о том, успеют ли овощеводы вовремя посадить, а следовательно, и вырастить картофель, морковь, свеклу и арбузы. Несмотря на то, что от этого зависит количество отечественной и импортной продукции на рынке области.

Учтем специфику погодных условий, время, затраченное фермером на подачу заявления, период перевода средств со счета минсельхоза производителю, закупку овощеводами семян. Несложные подсчеты приведут нас к следующему: прием заявок на субсидии должен начинаться как минимум за два месяца до начала сева — в конце февраля. Почему бы об¬ластному правительству не подтолкнуть минфин и минсельхоз к более рьяному выполнению своих обязательств?
О том, насколько эффективна в этом плане процедура получения субсидий, которые предоставляются сельхозпроизводителям на возмещение затрат по уплате процентов по краткосрочным кредитам, «Время» расскажет в следующих номерах.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
117