Марина Владимировна Алешина назначена главным федеральным инспектором по Саратовской области. И хотя сегодня основным отличием ГФИ Алешиной от всех других ГФИ является то, что она — первая женщина в этой должности, не стоит забывать, что у нее еще все впереди. Так как же она дошла до вершины такой, в силу каких заслуг приблизилась к самому подножью федерального олимпа? В этом пыталось разобраться «Время».
Путь наверх для Марины Владимировны был тернист. Ухабы и сучья, провалы и камнепады, глубокие расщелины и печальные обрывы лежали на этом пути. Сегодня, говоря о ее восхождении по карьерной лестнице, нельзя не подумать о том, что это именно о таких, как она, сказано: они идут через тернии к звездам.
Марина Алешина родилась 26 октября 1965 года в селе Приволжье Марксовского района Саратовской области и с детства мечтала стать учителем. Обычно женщины стремятся к овладению профессии учителя начальных классов или учителя русского языка и литературы. Но Марина сделала неожиданный выбор. Она поступила в Саратовский педагогический институт по специальности «Химия» с дополнительной специальностью «Биология». На выходе получился учитель химии и биологии.
Почти десять лет теперь уже дипломированная Марина Владимировна проработала в саратовских школах №43 и №1. Для большинства таких женщин, как она, все бы так и продолжалось. Учитель, завуч, директор, пенсия. А можно было и на чем-то одном остановиться и в этом чем-то найти себя.
Для большинства россий¬ских учителей 90-е были годами безвременья. Тяжело было. Зарплату не платили месяцами, пособий не хватало. Хорошо, что хоть химию с биологией переписывать не стали, а историю и обществоведение переделали вкривь и вкось. Насколько бедственное положение учительства сказалось на мировоззрении Марины Владимировны, судить не беремся, но она стала одной из немногих тогда женщин-учителей, которая попыталась пойти на выборы. Да сразу в Госдуму! Не в какой-нибудь там задрипанный муниципалитет.
Ради этого Марина Алешина пошла на многое. В частности, на прыжок с парашютом. Сейчас об этом и не вспоминают. Наверное, потому, что приземление оказалось неудачным. Наша отважная парашютистка сломала ногу. Неудачными были и итоги выборов. Силы были явно не равны. На стороне Алешиной стоял ее муж, азарт молодости, жажда социальной справедливости и просто амбиции молодой красивой женщины. А на стороне соперника — весь властный ресурс, в том числе и административный.
Но не прошло и года, как Марина Владимировна попробовала себя на выборах еще один раз. И вновь в Госдуму. Муниципалитеты с их мусорными кучами и вечно не чищенными от снега дорогами ну никак не привлекали нашу спортсменку, доцентку, в прошлом комсомолку, да и просто красавицу.
После выборов в Госдуму в декабре 1999 года, когда Марина и ее команда потерпели очередное и сокрушительное поражение, наступила великая депрессия. Оно и понятно. В тот раз на Алешину было вылито столько нечистот, что хватило бы на всю оставшуюся жизнь. Казалось бы, теперь ни о какой карьере, тем более политической, думать и не стоит. И хотя со школой было покончено, а Марина Алешина стала преподавателем тогда еще Поволжской академии государственной службы, это ведь нельзя было сравнить с мандатом депутата Государственной Думы. Той самой Думы, в которой от Саратовской области теперь заседали целых два коммуниста.
После 1999 года в биографии нашей героини наступила долгая политическая пауза. Ни городская, ни тем более областная Думы не принимали Марину Алешину в свое лоно. Зато свет загорелся в направлении чиновничьей карьеры. В сентябре 2002 года она была назначена председателем комитета по образованию Саратова. Решение об этом подписал Юрий Аксененко, бывший тогда всесильным мэром города. Тайну этого карьерного взлета мы еще долго не узнаем. Зато очевидным стало другое. После назначения председателем горкомобразования Марина Владимировна явно поняла, что в открытом бою ей никогда не завоевать мандат. Не то что в Госдуму, а даже в какой-нибудь захудалый муниципалитет.
Именно с 2002 года карьерные пути, которыми шла Марина Алешина, стали путями таинственными. Пока на посту мэра был Юрий Аксененко, Марина Владимировна могла тихо почивать на лаврах главы комитета по образованию. Но как только Юрий Николаевич, как тогда любили шутить, побывав на Канарах, оказался на нарах, дни чиновницы Алешиной были сочтены. Стало ясно, что ей долгое время покровительствовал Аксененко. Его уход в политическое небытие привел к тому, что против Алешиной началась настоящая война. 10 июля 2007 года глава администрации Саратова Николай Романов своим решением отстранил ее от должности руководителя городского комитета по образованию.
Марина долго болела после такого удара. В сентябре того же года судом она была восстановлена в прежней должности. Какими соображениями руководствовался Николай Степанович, точно знает только он, однако история вокруг смещения Алешиной приняла совершенно иной оборот. Романов подал в отставку, а Алешина прошла по списку кандидатов в областную Думу от партии «Единая Россия». Мало того, на пост начальника горкомобразования вскоре была назначена близкая подруга Алешиной, ее заместитель в комитете — Марина Епифанова. И за что, спрашивается, боролся Николай Романов?
Наблюдатели не раз и не два задавались вопросом: как Марине Алешиной после такой опалы удалось войти в Думу, да еще и не просто депутатом, а вице-спикером? Но точного ответа получить не удалось. В Думе Марина Алешина была особенно заметна, когда депутаты ополчились на экс-губернатора Павла Ипатова. Она — в числе атакующих, в числе тех, кто подписывает гневные письма, разоблачает козни «балаковской орды».
Казалось, после перехода Валерия Васильевича на другую работу именно Марина Владимировна станет продолжателем его великого дела. И так оно и было! Ведь именно Алешина возглавила Думу после ухода Радаева. Кстати, причины ее вознесения на место спикера регионального парламента опять-таки стали тайной. Она, конечно, сражалась против «ипатовского ига», но, кроме нее, были бойцы и помощнее, кто с баррикад никогда и не сходил. Однако же именно она стала преемником спикера. Все думали, что теперь надолго, если не навсегда.
Но словно гром среди ясного неба пронеслась информация о том, что Алешина не участвует ни в партийных праймериз, ни в списках партии на выборы, ни даже в одномандатном округе! Пошли слухи о том, что Марину сливают! Дескать, припомнили, как однажды в газете «Парус» ее сравнивали с императрицей Екатериной I, и сравнение это было далеко не в пользу Екатерины Алексеевны!
Ее прочили в центральное руководство «Единой России», говорили, что скоро «наша царица» переедет в Москву на ПМЖ. Но она лишь все грустнела, замыкаясь в себе, словно спрашивала: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете...»
И вот новость дня: Алешина назначена ГФИ. Как, скажите, это стало возможным? Почему именно она, почему именно на эту должность? Ответа пока нет. Быть может, мы узнаем его сразу же после того, как новый ГФИ во весь голос напомнит о себе?