В последних числах декабря 2011 года Алексей Щербаков уволился с поста заместителя председателя правительства Саратовской области и перешел на работу в ОАО «Саратовэнерго» на должность управляющего директора. «Время» изучило наиболее интересные моменты кредитной истории предприятия «до» и «после» Щербакова.
Для чистоты отношений сразу оговоримся: у Алексея Анатольевича на новом месте работы руки серьезно связаны. Известие о его назначении в «Саратовэнерго» появилось 30 декабря. А днем ранее собрался Совет директоров предприя¬тия, на котором, помимо прочего, было принято судьбоносное решение: лимиты стоимости кредитов (с учетом всех платежей и комиссий) не должны превышать 10% годовых в рублях. Жестокость этого решения станет понятна, если вспомнить, каким образом до недавнего времени кредитовалось правительство Саратовской области, за финансово-экономическую жизнь которого отвечал как раз господин Щербаков.
Напомним, что правительство области при этом топ-менеджере порой кредитовалось и за 20% годовых. Правда, было то в кризисные годы, когда за лишнюю копеечку многие были готовы отдать последнюю рубаху, но и в более стабильные времена чиновники ипатовского призыва вряд ли экономили изо всех сил. Скажем, в 2011 году правительство области, где тогда еще работал господин Щербаков, кредитовалось под проценты в диапазоне от 8 до 9,53 годовых. Для сравнения, «Саратовэнерго» в том же году занимало средства максимум под 8,25% (подробнее см. таблицу). А основная масса заимствований была привлечена предприятием за 5,5–5,6% годовых. Разница явная и не в пользу правительства области. Одно из двух: либо исполнительную власть региона и частные предприятия в прошлом году у нас кредитовали по разным ставкам, либо «Саратовэнерго» работало с банками почти в два раза эффективнее, чем правительство Павла Ипатова. Но в первом случае можно было бы говорить о неравных условиях рынка для различных хозяйствующих субъектов, что есть нарушение, которым надо бы заняться УФАС и ГУ ЦБ РФ по Саратовской области. А во втором случае нам остается лишь констатировать: в правительстве области прошлогоднего образца был господин Щербаков. В «Саратовэнерго», наоборот, его тогда еще не было.
Возвращаясь к ограничению, установленному для кредитных операций «Саратовэнерго», отметим: все же господину Щербакову были созданы условия не хуже, чем были в прошлом году в правительстве Саратовской области. Устроили ли они исполнительного директора? Об этом история умалчивает, а мы можем лишь предполагать: Алексей Анатольевич остался удовлетворен не до конца. Предположения эти основываются еще на одном факте: тогда же Совет директоров установил максимальный объем заимствований предприятия на I квартал 2012 года в размере не более 970 миллионов рублей. Под чутким руководством господина Щербакова предприя¬тие привлекло с начала года лишь 63,9 миллиона. Налицо то ли явный недобор, то ли резкий приток собственных доходов, благодаря которому нужда в заемных средствах резко сократилась. Однако столь стремительный экономический рост отдельно взятого пред¬прия¬тия с практически фиксированными объемами на рынке — это нереально.
Поэтому остается опять же предполагать, что у господина Щербакова не было особого интереса в активном сотрудничестве с банками. Почему этот интерес пропал? Наверное, лучше других это знает сам господин Щербаков. Может быть, сказалось то, что первые три месяца работодатель обычно объявляет испытательным сроком для нового работника, и Алексею Анатольевичу надо было продемонстрировать корпоративную лояльность. Может быть, упавший объем кредитов исполнительный директор, как говорили в 90-е, «отрегулировал ценой». А может быть, утвержденные процентные лимиты показались ему малопривлекательными с точки зрения личного роста. Все три версии имеют право на существование.
Заканчивая сравнение кредитных ставок, отметим еще один немаловажный момент. При Щербакове процентные ставки для «Саратовэнерго» все же выросли. Если прошлый год предприятие начинало с 5,6%, то этот — уже с 6%. До какой ставки дойдет дело к концу года, мы еще выясним.
Отдельный разговор — о сроках кредитования. Если правительство Саратовской области при Щербакове предпочитало «длинные» деньги, то «Саратовэнерго» берет кредиты сроком максимум на год. А преобладают краткосрочные заимствования — от 29 до 170 дней. Очевидно, это связано с нехваткой оборотных средств, с кассовыми разрывами и прочими в целом нормальными для работающего предприятия финансовыми моментами. Правительство же области закредитовывалось порой с таким расчетом, что брали деньги одни люди, а возвращать их приходилось бы заведомо другим. Цикл аналитических материалов «Времени» наглядно доказал, что на резкий рост доходов регионального бюджета чиновникам рассчитывать было нечего, поэтому, помимо высоких процентных ставок, явственным стал еще один системный принцип работы щербаковского финансово-экономического блока. То ли по мадам Помпадур — «После нас хоть потоп», то ли по Ходже Насреддину — «Либо я умру, либо падишах умрет, либо осел сдохнет» — что, по большому счету, означает одно и то же. С «короткими» кредитами, коммерческим аудитом и ежегодными собраниями акционеров такой метод не пройдет.
Этой публикацией «Время» лишь начинает сравнительный анализ прошлых и нынешних методов работы Алексея Щербакова. Мы намерены выяснить — может ли этот функционер быть по-настоящему эффективным. Кроме того, нас интересует, насколько серьезно он влиял на кредитную политику правительства Саратовской области, если влиял, то в чьих интересах это делалось, и продолжится ли это влияние на его нынешнем посту.
Продолжение следует