Телефоны для связи
Статьи
Деньги на ветер
25 июня 2012, 13:55

Несколько лет назад наш регион окончательно потерял алкогольную отрасль — мощное экономическое направление, приносившее солидные прибыли областному бюджету.

От расцвета до заката

Губернаторство Дмитрия Аяцкова (1996–2005) производству водочной продукции явно пошло на пользу. И положительная сторона была здесь даже не в расширении отрасли и в стремлении к алкогольному изобилию, а в том, что областной бюджет стал получать приличные доходы. В 1996 году крупного бизнесмена Романа (настоящее имя — Гулади) Пипию назначили гендиректором местного ликеро-водочного объединения «Ликсар», до того момента дела у предприятия шли не особенно гладко. Существенные изменения произошли в 1997-м, когда Аяцков выделил 27,5 миллиарда (тогдашних) бюджетных рублей на модернизацию «Ликсара».

В распоряжении главы области говорилось так: «В целях развития спиртоводочной отрасли, обеспечения конкурентоспособности ликеро-водочных изделий, увеличения производства и реализации продукции, дополнительного поступления в бюджет налоговых отчислений». Деньги, по большому счету, предназначались на полное обновление предприятия. В итоге производство было реконструировано согласно последним техническим достижениям того времени, за счет введения авторских рецептур в традиционные методы расширен ассортимент продукции, установлено импортное оборудование. Да к тому же в Саратовской области появилась нехилая сеть фирменных магазинов. Ведь все мы помним ларьки с овальной эмблемой в виде желтого орла и надписью «Ликсар». Таких заведений в областном центре насчитывалось более трех десятков.

Постепенно к главному предприятию, расположенному в Саратове на улице Чернышевского, на правах филиалов примкнули Балашовский ликеро-водочный завод, Аркадакский спиртзавод и Пугачевский водочный завод. В целом ликсаровские дела шли в гору, правда, без эксцессов не обходилось. Вокруг предприятия, где «варились» немалые деньги, по информации региональной прокуратуры, шли постоянные криминальные разборки. Тем не менее первое время жители области на продукцию не жаловались.

Но все изменилось с началом третьего тысячелетия: солидная компания стала морально прогнивать, постепенно превращаясь в источник доходов для всех желающих и смелых. В итоге качество беленькой скатилось на нет. Дошло даже до того, что оригинальную продукцию стали заменять безакцизным контрафактом, естественно, под тем же ликсаровским брендом. Плюс ко всему, по рентабельности крупнейшей алкокомпании области ударили конкуренты из других регионов: «соседская» водка оказалась в разы лучше, но стоила столько же.

Все это привело к тотальному ослаблению экономики пред¬приятия, вследствие чего остановился аркадакский завод. Общее производство спирта и ликеро-водочной продукции на «Ликсаре» снизилось с 332 тысяч декалитров (в 2002 году) до 242 тысяч (в 2003-м). А год спустя предприятие окончательно «завязало» с нашим регионом и перекочевало в Северную Осетию, сменив название на ООО «Волгаспирт». Говорят, компания оказалась в черной дыре из-за сомнительной деятельности ее генерального директора Романа Пипии. Во всяком случае, нашему правительству вряд ли было выгодно разрушать свое детище, пусть и алкогольное. Сам Дмитрий Аяцков гордился водкой местного производства и частенько дарил бутылочку беленькой дорогому гостю. Для этого «Ликсар» наладил выпуск специальной водки «Губернаторская» особая! Не говоря уже о том, что употребление ликсаровской продукции в те годы на многих светских встречах было, что называется, обязательной традицией.

Как отмечало «Время» в 2009 году, Пипии ничего не оставалось, кроме как «кинуть» ФГУП «Росспиртпром», владевшее 49% акций «Ликсара», а также налоговые органы, долг перед которыми составлял порядка 260 миллионов рублей, и акционеров. Опустевшие цеха четырех заводов и оборудование были выведены подручными Пипии на технические фирмы «Азов-Д» и «Вентор», после чего саратовский и аркадакский заводы проданы новоиспеченной компании «Волгаспирт», а Балашовское предприятие — технической фирме «Контайк». Пугачевский спиртзавод остался на ОАО «Ликсар», правда, уже как банкрот.

Когда Дмитрий Аяцков был губернатором, на фоне водочных заводов выделялся «Бализ». Довольно крупное предприятие, созданное в 1996 году в Балтайском районе, распространяло продукцию через сеть «Облпотребсоюз» в сельской местности и через магазины в городах.

Окончательная разруха

ООО «Волгаспирт» и его коллеги-бизнесмены с гордостью пообещали возродить ликсаровские бренды и кардинально улучшить качество спирта аркадакского завода в 2005 году. Исполнено ли было обещание, судить тем, кто употреблял. А по количеству выпущенной продукции успеха добиться действительно удалось. В 2005 году в области было произведено 915 тысяч декалитров спирта, что в 2,6 раза превысило показатели 2004-го. Вместе с тем наступил и малоприятный момент. Местный алкоголь (в том числе «Волгаспирта» и «Бализа») стали активно экспортировать за пределы региона. И если раньше вывозилось порядка 40%, то в 2005-м — уже 70%. Спирт же мощным потоком хлынул в Кабардино-Балкарию. Таким образом в бюджет области «затекло» лишь 27,6 миллиона рублей от акцизов, хотя планировалось получить около 82 миллионов. В других уровнях реализации алкоголя регион получил 55 миллионов рублей из ожидаемых 164.

В 2005 году в кресло главы губернии садится Павел Ипатов и начинает задумываться, можно ли вообще вернуть прежние налоги. Но напрягать мыслительный орган долго не пришлось — ровно через год вступили в силу изменения в ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно поправкам, производители спирта, водки и ЛВИ теперь были обязаны платить весь акциз не в областной бюджет, а в федеральный. Системы контроля качества, созданные внутри регионов, утратили свою актуальность. Подорожало и место под солнцем: производить этиловый спирт могли только предприятия, имеющие не менее 10 миллионов рублей уставного капитала, водку — компании с 50-миллионным обеспечением. Был введен запрет и на продажу спиртного без штрих-кода, который наносится на этикетку специальным оборудованием, подключенным к информационной системе ЕГАИС. Если предприятие игнорировало эти требования, оно не могло пройти лицензирование, без которого налоговые органы не продают акцизную марку. А не имея марки, «жить» на легальном рынке, как известно, невозможно.

Несмотря на столь серьезные барьеры, наши производители все же решили рискнуть. В феврале 2006 года все предприятия нашли силы сформировать собственные капиталы. Исключением явилось лишь ЗАО «Орфей и К». А «Бализ», «Волгаспирт» и «Грифон» даже подключились к ЕГАИС. Но устоять перед новыми государственными условиями могли только крупные предприятия с солидными инвесторами и, соответственно, нелегалы. В Саратовской области особо стойких компаний не нашлось, что и привело к краху отрасли. По данным областного УФНС, в 2006 году объем производства водки и ЛВИ в регионе по сравнению с 2005-м снизился на 50% и составил 322,5 тысячи декалитров. Через год «Волгаспирт» покинул ряды производителей алкоголя, на плаву остались только ООО «Винно-водочный завод Ртищевский» и ООО «Бализ-алко». С горем пополам предприятиям удалось продержаться в рабочем состоянии совсем недолго. В 2009-м заводы выжали из себя лишь 3,4 тысячи декалитров водки и ЛВИ. На том, собственно, все и закончилось.

Сибирские «Журавли»

Сегодня водка в нашем регионе не производится вообще, зато в магазинах ее навалом. Откуда, спрашивается, беленькая берется? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Времени» прошелся по сетевым маркетам. Дефицитом горячительные отделы явно не страдают. На полках представлены десятки, если не сотни, иногородних брендов. К примеру, «Родник» из Самары с манящей бирюзовой этикеткой, «Калина» из Тульской области или, скажем, залетные «Журавли» из Новосибирска. Собственно, этим список экспортеров не ограничивается. Водка также завозится к нам из Республики Карелия, Пензенской, Хабаровской, Омской областей. Но самым щедрым регионом оказалось Подмосковье — оттуда, по наблюдению, «Времени», на прилавки города поступает порядка 50% водочной продукции. Также редкостью в наших торговых сетях не является зарубежное пойло. Беленькая под названием «Хортиця» ждет своего саратовского покупателя после долгого пути из Запорожской области Украины!

«Феникс» не возродился

Идею вернуть бренд «Ликсар», а вместе с ним и производство алкогольной продукции озвучил полтора месяца назад глава Общественной палаты региона на одной из официальных встреч. По его мнению, сделать это можно благодаря инвестиционным проектам. Председателю организации трезвости Наталье Корольковой эта мысль удачной явно не показалась. «Мы боремся за снижение употребления алкоголя, — сказала она. — Я хочу, чтобы мы сейчас же обсудили эту инициативу и отказались от нее. Негоже Саратовской области такими инвестициями заниматься». Напомнив, что тоже является противником злоупотребления, главный общественник региона принялся жаловаться на качество импортной продукции: «Я хочу работать над принятием антиалкогольных программ. Но если мы не откроем предприятие по производству спиртосодержащей продукции, ситуация не наладится. Нам сюда такого низкого качества везут спиртное. Нам не против заводов надо бороться, а против пьянства». Собственно, на столь оптимистичной ноте попытки возродить «Ликсар» и иссякли.

P.S. Сама Екатерина II дарила водку высшего качества, произведенную в родовых имениях Куракиных, Столыпиных и Голицыных, коронованным особам Европы. Губернатор Аяцков пытался было восстановить эту традицию, но, к сожалению, при его последователе Павле Ипатове по «ритуалу» был нанесен удар. Да такой силы, что дарить стало просто нечего. Это обстоятельство можно понять, ведь Павел Леонидович — любитель французских вин, а не русской водки. При нем, к сожалению, линии по производству бургундского в Саратове не наладили, но и беленькую выпускать перестали. Регион в то время элементарно проигнорировал свое обязательство по поддержке отрасли. Бизнесмены же воспользовались ситуацией и высосали из саратовских предприятий последние соки. Наводит на тревожные мысли и тот факт, что большинству регионов РФ удалось сохранить и успешно продолжить производство алкоголя, несмотря на изменения законодательства и естественные субъективные трения. Получается, успех зависит от желания, которого у исполнительной власти нашей области, по-видимому, не так много? А результат — как во время похмелья: водки вокруг много, а своей нет, да и купить не на что.

Справка «Времени»
Декалитр — одна из основных объемных мер в виноделии, равная 10 литрам.
***
В 2011 году ликеро-водочная продукция не выпускалась лишь в Саратов¬ской, Тамбовской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской областях, а также в республиках Ингушетия, Хакасия, Чеченской республике, Забайкальском и Камчатском краях, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе. Во всех остальных регионах производство сохранилось. Лидером 2011 года стала Московская область, выпустившая 17 миллионов декалитров ЛВП, на втором месте Москва — 11 миллионов декалитров, на третьем — Омская область — шесть миллионов декалитров. По четыре с лишним миллиона декалитров произвели Кемеровская область и Республика Татарстан.
***
Старейшее предприятие, входившее в ОАО «Ликсар», — спиртзавод «Аркадакский», основанный в начале XIX века. Первыми владельцами этих земель были Нарышкины, затем — князь Разумовский, а после — Абаб Ага Васильевич по прозвищу Абаза. Продукция времен Вяземского приносила огромную прибыль хозяину, а царская казна получала ощутимые денежные отчисления, что способствовало процветанию предприятия. События, связанные с первой мировой войной, Октябрьской революцией и неурожаем 1921 года, серьезно повлияли на работу Аркадакского спиртзавода. Но, несмотря на все трудности, предприятие продолжало работать. В переходный к НЭПу период завод был национализирован и вошел в состав Саратовского губерн¬ского промышленного комбината. В 1926 году вышел оттуда, реорганизовавшись в трест «Винпром». Во время Великой Отечественной войны предприятие не останавливалось ни на день, так как фронт нуждался в спиртной продукции. В послевоенное время начался длительный период реконструкции. В 60–80-е годы Аркадакский спиртовой завод подчинялся Саратовскому производственному объединению «Саратовспиртагропром».

Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций ТПП Саратовской области:
— На мой взгляд, регион лишился водочного производства по следующим причинам. Во-первых, в РФ было введено новое государственное регулирование производства. Наши компании элементарно не смогли приспособиться к таким требованиям. Во-вторых, сказалось изменение, касающееся уплаты акцизов, — отдавать деньги в федеральный бюджет не особенно выгодно. В-третьих, саратовское производство сильно пошатнулось из-за иногородней конкуренции. Именно этот факт я считаю главной причиной. Шла борьба не столько за производство, сколько за бренд. «Волгаспирт», помнится, пытался продавать водку под ликсаровской символикой, но, увы, всем известно, чем это закончилось. Вернуть производство водочной продукции в Саратовской области, думаю, уже невозможно. Отрасль окончательно загнила. Для ее возрождения требуется очень серьезный инвестор. Но вряд ли кто-то рискнет вкладываться в такое дело.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
804