Депутаты Государственной Думы давно обсуждают низкое качество подготовки водителей в российских автошколах. В качестве аргумента выдвигается недостаточное время обучения, которое предлагается увеличить до года. Сколько стоит сесть за руль в Саратове, выяснило «Время».
В настоящее время на саратовском рынке образовательных услуг работают более 20 автошкол, которые готовят водителей по разным категориям. Обычная схема работы включает определенное количество времени на изучение теории и практические занятия. У саратовских автошкол — проблемы с подготовительной базой, лишь единицы имеют собственные автодромы, а о специальных тренажерах и говорить нечего.
Что же представляет собой автодром типичной саратовской автошколы? Небольшая асфальтовая площадка, на которой в, казалось бы, хаотичном порядке разложены шины и стойки. По идее, они должны обозначать змейку, «гараж» и прочие элементы стандартного автодрома. Но это хотя бы что-то, некоторые ученики вынуждены начинать во дворе школы и надеяться, что она арендует автодром у РОСТО.
Согласно установленным нормам, преподавать вождение могут только лицензированные инструкторы, которые получили в Минтрансе России свидетельство «водитель-инструктор». И все школы гордо заявляют, что их сотрудники являются обладателями таких корочек. Однако встреча с учебным автомобилем где-нибудь на улицах города может закончиться в лучшем случае легким шоком. Инструкторы, которые учат нас соблюдать правила и становятся примером для будущего водителя, сами нарушают за милую душу. И это представители не только маленьких школ, но и так называемых монстров рынка. Чему же может научить такой инструктор?
Срок обучения в этих учреждениях примерно одинаков у всех и составляет 2–2,5 месяца. Встречаются, правда, школы, обучающие всем навыкам буквально за полтора месяца, но о качестве такой экстремально короткой подготовки судить сложно. В основном срок обучения составляет 50 академических часов практики. В этот период входит как нарезание кругов по автодрому, так и выезд в город. В каких пропорциях это время поделено — не уточняется. Другими словами, ученик может провести 40 часов на автодроме и только 10 — в городе, или наоборот.
Почему так важна пропорция между временем, проведенным на специальной площадке и на обычных улицах города? Не надо быть специалистом, чтобы понять, что в «стерильных» условиях автодрома невозможно набраться опыта езды в потоке, во взаимодействии с другими водителями. Банально преодолеть страх встречного транспорта, понять и прочувствовать габариты машины. Например, в Финляндии автошколы даже не выделяют ученические машины из потока. Это вполне себе обычный автомобиль, за рулем которого сидит ученик, чувствующий себя полноправным участ¬ником движения. А если вспомнить наши учебные машины? Они разрисованы так, что их не заметит только слепой. К ним особое отношение, им многое прощают. В итоге «юный» водитель привыкает к особому отношению и, садясь за руль обычного автомобиля, ожидает такого же.
Цены в саратовских автошколах также установились примерно на одном уровне. Разница состоит лишь в том, что у кого-то в цене сразу указана стоимость ГСМ, у кого-то она выделена отдельной строкой. За стандартный курс обучения в автошколе «Мастер» придется раскошелиться на 14,5 тысячи рублей. Судя по отзывам учеников, срок договора составляет два месяца, но очень часто растягивается на три. В автошколе «Виктория» этот же курс можно пройти за полтора месяца, заплатив 13 тысяч рублей. Правда, учебное заведение несколько смутило формулировкой «Курс вождения для дам». То есть девушки обучаются по особой программе? Какая-то дискриминация в отдельно взятой школе получается.
Стандартный курс в группе из 20 человек из 50 часов практики и 106 часов теории в автошколе «Жигули» обойдется в 16 тысяч рублей. Учебный центр «Вега» предлагает научиться вождению за 10 тысяч рублей плюс четыре тысячи на ГСМ. По той же схеме работает и «Стажер», учеба в котором обойдется в 12,5 тысячи рублей плюс 2,5 тысячи на бензин. Интересной оказалась система у автошколы «Протон», тут принята дифференциация цен в зависимости от автомобиля обучения. Учиться на вазовской «шестерке» будет стоить 14 тысяч, на «девятке» — 15 тысяч, на «четырнадцатой» — 16 тысяч, а иномарка вытянет 18 тысяч рублей.
Автопарк саратовских автошкол — это отдельный разговор. В общей массе это — потрепанные «пятерки» и «семерки». О наличии представительниц корейского производства, а именно продукции концерна «Дэу», сообщают чуть ли не с придыханием. Что уж говорить о других товарах иностранного автопрома.
Кроме подготовки водителей с нуля, школы предлагают повысить квалификацию или научиться экстремальному вождению. Хотя последнего на улицах Саратова хватает и без автошкол. Повышение квалификации на собственном автомобиле — дело недорогое и стоит от 260 до 400 рублей за час, а вот за экстрим придется раскошелиться и выложить от четырех до 15 тысяч рублей за курс.
В России молодые водители находятся в вакууме. Сначала их защищают наклейки на учебном автомобиле, затем — специальный знак, который предполагает снисходительное отношение к ним. Уровень инструкторов, которые обучают основам вождения, оставляет желать лучшего. В итоге получается замкнутый круг, из которого саратовские водители вырваться практически не в состоянии.
Максим ФАТЕЕВ:
— Судя по современным водителям, уровень подготовки оставляет желать лучшего. Хотя в целом, что частные, что государственные школы находятся примерно на одном уровне. Я считаю, что процесс обучения в автошколах должен проходить с максимальной нагрузкой. По теории должен быть не тест, а устный экзамен. Тогда будущий водитель задумается над тем, знает ли он правила, а также над своими действиями. Также следует ввести практику обучения в дневное, ночное время и в сумерки, чтобы водители могли спокойно выезжать на дорогу.
Я не сторонник решений, которые выходят за рамки разумного, потому отношусь к предложению обучаться год неоднозначно. Считаю, что тогда лучше ввести автокурс в средней школе, чтобы все желающие с аттестатом могли получить права.
Александр ДЕГТЯРЕВ:
— Я не знаю, все ли водители, колесящие по дорогам нашего города, выпускники саратовских автошкол, но могу сказать только одно: массовость растет, а качество падает. И тут даже не вина автошкол, а скорее вопрос опыта и времени. Для того чтобы водить более-менее уверенно, требуется минимум два года постоянной практики. Кроме того, очень много молодых людей в силу своего темперамента, получая права, считают себя королями дорог. Поверьте, такие замысловатые маневры, которые они совершают, в автошколе их делать не учили.
В увеличении срока обучения до одного года есть рациональное зерно. За это время человек действительно учится и понимает, что управляет не игрушечной машинкой, а средством повышенной опасности.
Владимир НЕЗНАМОВ:
— Думаю, что проблема не в автошколах и уровне их качества, а в полном отсутствии культуры поведения на дороге. Молодые водители сейчас совершенно не смотрят на знаки, а «Уступи дорогу» вообще игнорируют. Наверняка их такому в автошколе не учили. Я иногда реально боюсь ездить за рулем. Мы не соблюдаем правила, не уважаем соседей по потоку, готовы убить друг друга. И это не вина автошкол. В них учеников учат нажимать на педали и крутить руль, а культура зависит от человека.