В правительстве Саратовской области очень любят говорить об инвестициях. О том, как их всеми силами привлекают и как от такого привлечения год от года становится лучше наша жизнь. На первый взгляд, цифры впечатляют. Только в 2010 году объем инвестиций в экономику региона составил 78 миллиардов 73 миллиона 200 тысяч рублей. А в прошлом он, по словам саратовского губернатора, увеличился еще на 6,7%. Однако когда начинаешь изучать эту статистику более внимательно, выясняется, что по сравнению со многими другими регионами России объемы средств, вливаемых в нашу экономику, выглядят более чем скромно. Почему?
Факты
Для начала немного статистики. Так, лишь в промышленный сектор Нижегородской области в 2010 году было вложено 71,8 миллиарда рублей, Татарстана — 145 миллиардов. Только иностранные инвестиции в экономику Самарской области составили 150 миллиардов рублей, а общее количество заключенных и реализуемых инвестпроектов там равняется 250 (в Саратове — всего 26). Но что нам тягаться с такими гигантами: мы им давно не конкуренты. Давайте лучше обратимся к регионам поменьше. Так, например, за последние два года общий инвестиционный портфель крошечной Калужской области вырос до 120 миллиардов, а традиционно депрессивной Ульяновской — почти до 174 миллиардов, что дает без малого 11 миллиардов налоговых поступлений в год и 30,5 тысячи новых рабочих мест. По итогам 2011 года инвестреестр этого региона включал в себя 97 проектов, 37 из которых уже реализовано, а 36 находится в стадии активной реализации.
В Саратове же за четыре последних года заключено всего 13 инвестиционных договоров, а в 2011-м — только три (два с ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» и один с ООО «Хенкель-Рус»). Если принять во внимание, что в областном министерстве инвестиционной политики трудятся порядка 30 человек (не считая спецпредставителя саратовского правительства в Москве в лице его зампреда Александра Жандарова), то коэффициент полезной деятельности каждого сотрудника составляет 0,083 договора в месяц. Вот это работа! Но может быть, деятельность по привлечению инвестиций столь сложна, что 30 человек для этого просто мало? Вот, скажем, сколько специалистов трудится в аналогичных ведомствах в других, гораздо более удачливых регионах? Ответ: нисколько. Потому что таких структур в администрациях этих областей просто нет. А что же есть? Кто там работает с инвесторами?
Нянька для инвестора
«В большинстве регионов Приволжского федерального округа (и, разумеется, не только), в отличие от нашего, уже не первый год созданы и успешно работают областные корпорации развития (ОКР), — говорит бывший министр экономического развития и торговли Саратовской области, генеральный директор ООО «Элвис-Центр» Дмитрий Лебедев. — Что это такое? Это региональный институт развития, занимающийся привлечением инвестиций в экономику региона, созданием и развитием индустриальных парков области, сопровождением крупных инфрастуктурых проектов. Говоря проще, это настоящие няньки для инвесторов. Учредителями ОКР, как правило, являются правительство региона (обычно держатели контрольного пакета акций) и либо крупные финансовые институты (например, в Калужской области это — «Внешэкономбанк»), либо частные инвесторы уровня РОСНАНО. Что реально делают подобные корпорации? Во-первых, они занимаются отбором инвестиционных проектов. Во-вторых — подбором и приобретением земельных участков под их реализацию. В-третьих — созданием для этого необходимой инфраструктуры: подведением дорог, воды, газа, электроэнергии к границе участка. И в-четвертых — сопровождением инвесторов в режиме «одного окна». После того как участок полностью готов для начала осуществления проекта, его и часть подсоединенных мощностей продают инвестору из расчета себестоимость плюс небольшая наценка».
Насколько же удачно работает такой механизм? Вот лишь несколько фактов. К примеру, инвестиции бюджета Ульяновской области в создание инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье» в прошлом году составили 188 миллионов рублей, а суммарные налоговые поступления от вновь созданных производств превысили 1 миллиард 200 миллионов рублей. То есть получили почти в шесть раз больше, чем вложили. В Калужской области ОКР потратила на инфраструктуру индустриальных парков более пяти миллиардов рублей и привлекла к себе целый ряд ведущих концернов мирового уровня (Samsung, Volkswagen, Volvo, Peugeot, Nestle), на которых сегодня трудятся свыше 15 тысяч человек.
«Почему эффективность ОКР несравнимо выше, чем чисто государственной структуры? — считает Дмитрий Лебедев. — Потому что, с одной стороны, она обладает мощным административным ресурсом в работе с теми же коммунальными монополистами и чиновничьими структурами, вроде земельного комитета. Это позволяет минимизировать бюрократические проволочки, с которыми часто сталкивается инвестор. С другой стороны, как любая коммерческая организация, она нацелена на реальный результат, а не на его видимость».
Инвестиционные имитаторы
Однако можно ли упрекать областной мининвест в абсолютной бездеятельности? Отнюдь. Чего стоит хотя бы недавно разработанная и принятая областная программа «Повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области» на четыре ближайших года, главной целью которой является увеличение объемов инвестиций в экономику региона к 2015 году до 121 миллиарда рублей. В ней подробно изложены направления и задачи. Очень правильные, надо сказать, направления и задачи. Вот только их ожидаемый конечный результат сформулирован настолько размыто, что, по сути, позволяет чиновникам лишь имитировать бурную деятельность.
Например, совершенно бесспорной кажется задача «Развитие индустриальных парков» на территории области. Но почему же она в итоге должна привести лишь к «разработке концепций, эскизных и рабочих проектов» этих самых парков? То есть мы строим дом для того, чтобы в итоге начертить его эскизный проект? Гениально! Или, скажем, «создание единой системы формирования кластеров» (это задача) должна дать такой результат, как «повышение инвестиционной привлекательности области». Что-нибудь понятно? А чего мы должны добиться, развивая «взаимодействие правительства области с ГК «Роснанотех»... в сфере продвижения научно-технических разработок, готовых к освоению в производстве»? Оказывается, ни много ни мало — «создания благоприятных условий для инвесторов». Это же все равно, что дважды два будет много. И так сформулировано подавляющее большинство пунктов этого замечательного стратегического документа. Сформулировано так, чтобы в итоге к чиновникам нельзя было придраться. Заключили два договора в год? Хорошо. Три? Еще лучше! Вообще не заключили? Ну что же, продолжайте улучшать инвестиционный климат губернии.
Так зачем вообще нам нужно такое ведомство, как министерство инвестиций (да еще и с представительством в Москве)? В год две эти структуры по самым скромным подсчетам съедают более 55 миллионов рублей (причем офис господина Жандарова в Подкопаевском переулке в Москве обходится областному бюджету в два раза дороже, чем все министерство Ирины Блохиной). Не проще ли, действительно, создать одну мобильную коммерческую организацию (в статусе ОАО), у которой будет чисто финансовый интерес «облизывать» инвестора? А министерству экономического развития и торговли поручить курировать это предприятие. В данном случае мы не только сэкономим бюджетные деньги, но и сделаем процедуру взаимоотношений с теми, кто хочет развивать свой бизнес в Саратовской области, максимально прозрачной. А это, в свою очередь, привлечет дополнительные доходы в казну региона, создаст новые рабочие места и т. п. Таким образом мы постепенно перейдем от бюджета проедания к бюджету насыщения.
Потенциал
Но здесь возникает один вопрос. Чтобы создать ОКР, правительству области необходимо опять же вложиться в формирование ее уставного капитала. Где же взять эти деньги? «Считаю, что никаких дополнительных бюджетных расходов для этого не потребуется, — уверен Дмитрий Лебедев. — Не стоит забывать, что саратовское правительство на сегодняшний день уже является собственником целого ряда региональных финансовых структур. Это и областная ипотечная корпорация (активы порядка 400 миллионов рублей), и гарантийный фонд (120 миллионов рублей), и фонд микрокредитования малого бизнеса (75 миллионов рублей), и бизнес-инкубатор (свыше 50 миллионов рублей). Так вот, если сконцентрировать активы этих организаций (при этом они продолжат осуществлять свою прямую деятельность) под управлением област¬ной корпорации развития, то вполне реально привлечь у крупных финансовых игроков средства под реализацию инфраструктурных проектов для создания инвестиционных площадок. Для сравнения скажу, что уставной капитал ОКР той же Ульяновской области на старте проекта в 2009 году составлял всего-навсего 11 миллионов 400 тысяч рублей. А через два года он увеличился почти до 62 миллионов. В Калуж¬ской области тоже начинали с малого. Но уже сегодня уставной капитал местной ОКР равняется 350 миллионам рублей. А у нас уже сегодня есть возможность начать с 645 миллионов. Да если еще подтянуть внешнего инвестора... Одним словом, перспективы выглядят очень неплохо».
Бюджет развития
Но экономику региона можно развивать не только путем привлечения стороннего бизнеса. Областное правительство имеет возможность также стимулировать местные предприятия в плане софинансирования их инновационных и инвестиционных проектов. И с 2005 до 2008 года у нас существовал для этих целей областной бюджет развития. Результаты работы этого института впечатляли. Так, уже в 2005-м бюджет развития профинансировал 12 инновационных и 15 инвестиционных проектов на общую сумму 45,6 миллиона рублей. При этом предприятиями, получившими государственную поддержку, было привлечено более 1,1 миллиарда инвестиций.
В результате налоговые платежи в бюджет выросли на 265,4 миллиона рублей (в том числе в областной — на 138 миллионов). Окупаемость бюджетных вливаний составила 303%. То есть на каждый выделенный рубль в областной бюджет поступило три рубля налоговых платежей. Кроме того, было создано 526 новых рабочих мест. В следующие годы результаты с точки зрения окупаемости госсредств были не столь впечатляющими, но всегда — положительными (самый низкий показатель был зафиксирован в кризисном 2008-м, когда на один вложенный рубль в областной бюджет вернулось 1 рубль 26 копеек). Зато количество созданных рабочих мест с каждым годом росло в разы (исключение опять же составил 2008-й: всего 501 место).
Но в конце того же года мудрое руководство правительства Саратовской области решило, что нечего в кризис помогать местному бизнесу, и зарубило проект. Мол, лучше мы поддержим в трудную годину бюджетников, к которым оно скромно отнесло и себя любимых. Не стало оно возрождать бюджет развития ни в 2010-м, ни в 2011 году, когда, по уверениям саратовского губернатора, область начала уверенно выходить из кризиса. Не заложены средства на поддержку инноваторов и инвесторов и в бюджете 2012-го. Справедливо ли, обоснованно ли было такое решение?
«Думаю, что нет, — считает Дмитрий Лебедев. — Суммы, выделяемые из бюджета развития, были сравнительно небольшими. А отдача от них — весьма серьезной. Деньги, которые отдавались бизнесу, стабильно возвращались с прибылью. То есть всегда был рост налоговых поступлений. Мы имели курицу, несущую золотые яйца. Имели и зарезали. Вместо этого пошли по губительному пути заимствований в коммерческих банках для затыкания бюджетных дыр. В результате уже сегодня госдолг области вырос почти до 35 миллиардов рублей. А вот в других регионах свой бизнес власть не кинула. Взять хотя бы опыт Пензенской области, где только в январе нынешнего года получили государственную поддержку четыре инвестиционных проекта: по созданию новой линии хлебобулочных изделий, строительству свинокомплекса (на 4800 свиноматок), животноводческого комплекса по разведению крупного рогатого скота (на 3600 голов) и молочного производства. Причем здесь пошли не путем прямого софинансирования, а через предоставление предприятиям ряда преференций: частичной компенсации процентов по кредитам, предоставления льгот на некоторые виды налогов (транспортный, на прибыль и на имущество). Так что, я считаю, областной бюджет развития нужно как можно быстрее возрождать. Пока у нас есть еще кого поддерживать».
P.S. Точка зрения Дмитрия Лебедева во многом совпадает с позицией нашей редакции. Но и вопросов остается немало. Например, даже если областное правительство решится создать ОКР, то кто ее возглавит? То, насколько сомнительные кадровые решения принимает оно в течение последних шести лет, вызывает серьезные сомнения, что этот проект будет успешно реализован. Кроме того, хватит ли авторитета у этой приближенной к власти организации, чтобы продавить сопротивление наших коммунальных монополистов и бюрократической машины всевозможных чиновничьих структур? Не станет ли возрожденный бюджет развития очередной кормушкой для «своих» фирм? И так далее, и тому подобное. Все эти вопросы, уверены, требуют подробного обсуждения, которое мы предполагаем развернуть в ближайших номерах газеты.