Президент России Дмитрий Медведев поручает полпредам найти способы сдерживания роста цен на бензин. Премьер-министр Владимир Путин требует снизить задранные цены. ФАС разводит руками, поскольку ничего не может сделать.
Саратовское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы заявляет о том, что госрегулирование цен на нефтепродукты законодательством не предусмотрено — они формируются на основе рыночного механизма конкуренции. В случае злоупотреблений (ценового сговора, установления монопольно высоких цен и т. д.) ФАС вмешивается в процессы ценообразования и добивается устранения нарушений. Кроме того, по данным УФАС, нарушений антимонопольного законодательства на территории Саратовской области в последнее время со стороны нефтяников не наблюдалось.
Что же грозит нефтяникам? Какие наказания и за что могут быть применены? «Время» открыло федеральный закон «О конкуренции». Мы часто слышим, что на Западе сделки по слиянию не одобряются антимонопольными органами, или судом принимается решение о принудительном разделении компании на несколько фирм, как случилось с Microsoft. Так есть ли в российском законодательстве какие-то меры воздействия на нефтяников?
Оказалось, что есть. С одной стороны, обычные водители уповают на ФАС как на единственного защитника их кошелька, с другой — антимонопольщики разводят руками: формально нефтяники ничего не нарушают, и поводов для применения санкций в Саратовской области как бы нет. Однако если посмотреть глубже и проанализировать, то вырисовывается достаточно оригинальная картина.
Например, закон «О защите конкуренции» выделяет несколько видов нарушений правового запрета. К ним относятся запреты на злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также соглашения или согласованные действия участников рынка, ограничивающие конкуренцию, сюда можно отнести и ценовой сговор, который подозревают между нефтяными компаниями.
Согласно закону, достается и органам власти, если они совершают действия, ограничивающие конкуренцию. Например, ограничивают доступ игроков на рынок под любыми благовидными предлогами.
Так почему же УФАС по Саратовской области не может привлечь региональных нефтяников к ответственности? Ценовой сговор — труднодоказуемое действие, поскольку даже в такой ситуации компании устанавливают небольшую разницу в ценах и усиленно изображают конкуренцию, особенно применяя акции и скидки. Также практически невозможно доказать согласованные действия некоторых игроков по ограничению конкуренции на рынке и сознательное выдавливание конкурентов. В таком случае у крупных участников есть возможность вполне обоснованно и в рамках закона отстоять свои позиции, аргументируя в том числе и тем, что на этот рынок они пришли раньше.
В 2008 году Федеральная антимонопольная служба РФ наложила на ТНК-BP, «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть» штраф за коллективное поддержание монопольно высоких цен на оптовом рынке нефтепродуктов в размере 1,1 млрд рублей. ТНК-ВР не признала своей вины и успешно оспорила данные санкции в судах, однако в мае 2010 года президиум Высшего арбитражного суда отменил решения нижестоящих судов и отказал ТНК-ВР в удовлетворении жалобы. Глава ФАС Игорь Артемьев сравнил дело в отношении четырех нефтяных компаний с историческим решением верховного суда США о разделении нефтяной империи Джона Рокфеллера Standard Oil.
Санкция принудительного разделения компаний имеется и в российском законодательстве. Так, статья 38 федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает принудительное разделение или выделение коммерческих организаций в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией. При этом созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Принудительное разделение применяется, если существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации, отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь этих подразделений. В частности, 30 и менее процентов общего объема производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации. А также существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Собственно говоря, такая структура работы свойственна практически всем нефтяным компаниям. Более того, по мнению Президента России Дмитрия Медведева, регионы поделены между нефтяными компаниями, и они диктуют свои условия на областных рынках топлива. Если внимательно проанализировать саратовский рынок светлых нефтепродуктов, то в словах главы государства есть доля истины. В настоящий момент в нашем регионе работают две крупнейшие российские компании — «Лукойл» и ТНК-ВР, другие крупные игроки даже не пытаются соваться на Саратовщину. Более того, ТНК является холдингом и имеет в регионе как добывающую, перерабатывающую, так и реализующую структуру. К тому же этот участник нефтяного рынка — крупнейший оптовик. Собственно говоря, он является единственным оптовым продавцом в Саратовской области.
Так почему же на территории нашего региона работают только две крупные компании, почему сюда не могут зайти другие фирмы (например, «Роснефть», «Татнефть», «Газпром нефть»)? Ведь конкуренция должна быть не избирательной, а всеобщей. Если верить УФАС по Саратовской области, то у нас с ней все в порядке, а если нет, то выходит, что только два нефтяных гиганта поделили целый регион, закрыв доступ на рынок другим игрокам.
В США, кроме принудительного разделения компаний и наказаний за нарушение антимонопольного законодательства, существует норма закона, по которой нефтяная компания, повышающая цену на бензин в ситуации, когда ее прибыль растет, подвергается очень большим штрафам, вплоть до запрета осуществления деятельности на территории конкретного штата. Возможно, нашим законодателям стоит взять эту полезную норму на вооружение?