Телефоны для связи
Статьи
Доктор хаос
16 января 2012, 14:45

В начале прошлой недели местные информационные агентства порадовали саратовцев чуть ли не сенсационной новостью. Пациентам наших больниц и поликлиник больше не придется стоять в очередях в регистратуры. Записаться на прием к врачу теперь можно, не выходя из дома, по Интернету. Тем же, у кого его нет, будет предоставлена возможность сделать это с помощью инфоматов, которые установлены в фойе лечебных учреждений.

Как заявило областное министерство здравоохранения, проект «Электронная регистратура» стартовал уже с 26 декабря 2011 года в 17 лечебных учреждениях Саратова, Энгельса, Балакова и Вольска. Корреспондент «Времени» решил проверить, как работает эта система.

Жеребьевка

Прежде всего мы зашли на сайт http://medportal.saratov.gov.ru, на котором, как анонсировалось в сообщении минздрава, должна быть изложена инструкция по электронной регистрации и с которого, собственно, и можно записаться на прием к врачу. Действительно, там мы нашли и то, и другое. Но об этом чуть позже. А пока несколько слов о перечне тех лечебных учреждений, которые были включены в данный проект.

Логику областного минздрава понять довольно сложно. По совершенно непонятным причинам в этот перечень не вошла большая часть крупных стационаров и поликлиник Саратова и области. Зато туда зачем-то включили Вольский центр медпрофилактики, врачебно-физкультурный диспансер, центр планирования семьи и даже муниципальную стоматологическую поликлинику в Балакове. Конечно, никто не спорит, что и эти медучреждения важны для той или иной категории граждан. Но разве можно сравнить по численности пациентов и значимости врачебно-физкультурный диспансер со 2-м, 6-м или 8-м медстационаром областного центра? Да, количество обращающихся в любую муниципальную зубоврачебную клинику впечатляет. Но, во-первых, не стоит забывать, что большинство их пациентов — люди пенсионного и даже преклонного возраста, которые либо слабо владеют электронными новшествами, либо вообще далеки от них. Даже зарегистрироваться через инфомат для них будет сложно, что неминуемо создаст не меньшие, если не большие, очереди.

А во-вторых, непонятно, почему в перечень не вошли аналогичные поликлиники Саратова, Энгельса или Вольска. Почему туда не попал ни один балаковский медстационар? Зачем в список включили сразу два областных онкодиспансера, если всем прекрасно известно, что второй диспансер по сути является филиалом первого? Вообще создалось впечатление, что перечень составлялся либо по принципу жребия, либо по принципу лояльности главврачей ЛПУ к руководству минздрава.

Далее

Но, как оказалось, это все мелочи по сравнению с тем, как на самом деле работает сегодня новоявленная электронная регистратура. Начнем с того, что на вышеуказанном сайте мы нашли специальное окошко для регистрации. На первый взгляд, все очень просто. Для того чтобы записаться на прием к врачу, нужно вбить данные в четыре графы. Две из них (номер паспорта и номер полиса ОМС) обязательны (впрочем, номер полиса не нужно указывать, если вы решили воспользоваться платной медуслугой) и две (номер телефона и адрес электронной почты) — по желанию пациента. Затем нужно нажать кнопку «Далее» и поэтапно выбрать название медицинской специальности, ЛПУ, конкретного врача и время, в которое он сможет вас принять.

Мы так и сделали: забили данные паспорта и полиса и нажали «Далее». Но далее не получалось. Процесс застыл на месте. Тогда мы подумали, что сделали что-то не то и обратились к инструкции для пациента. И, действительно, в ней мы узнали, что не сделали самого важного. А именно — не обратились в участ¬ковую больницу с письменным заявлением, в котором должны дать свое согласие на обработку персональных данных в автоматизированной информационной системе «Электронная регистратура» с соблюдением требований закона «О персональных данных». Затем в течение трех рабочих дней пациента внесут в базу данных этой системы, и он якобы получит доступ к записи через Интернет.

Зачем понадобилась чиновникам облминздрава такая процедура, совершенно непонятно. Ведь если следовать элементарной логике, то все персональные данные уже есть в регистратуре любой участковой поликлиники. Кроме того, подобные данные можно получить через тот же Интернет. Если же требуется личная подпись пациента, то вышеупомянутое заявление можно написать и во время приема у врача. Наконец, непонятно, зачем поликлиническим операционистам понадобилось целых три дня, чтобы обработать минимум персональных данных. Ведь никакого вала заявлений пока нет. Не уместнее ли слово «дни» заменить на «часы»?

Ни сном, ни духом

Ну да ладно: в конце концов, сходить и написать заявление нужно только раз и затем спокойно пользоваться удобством электронной регистрации. И на следующий день ваш корреспондент отправился в Энгельсскую поликлинику №1, к которой прикреплен по месту жительства. Но оказалось, что зря. Никаких бланков заявлений в регистратуре не было, а в углу коридора стояли три нераспакованных оранжевых инфомата. Сами же работники регистратуры затруднились с ответом на вопрос, когда новая система у них заработает. Примерно та же картина — и в 3-й поликлинике этого города. «Да, мы слышали про электронную запись, — сказали там корреспонденту «Времени», — но пока не знаем, когда она будет внедрена. Может, до 1 февраля. Может, раньше, а может, и позже». А в 1-й клинической больнице Энгельса вообще ничего не знают об этих нововведениях.

Не работает система также в Балакове и Вольске, и когда заработает — местные главврачи имеют самые смутные представления. Иная ситуация в Саратове. Причем, что интересно, электронная регистратура начала действовать в городских поликлиниках. А именно — во 2-й, 3-й, 17-й и 1-й детской. В самое ближайшее время ее обещают запустить и в 7-й амбулатории. А вот в саратовских ЛПУ областного подчинения, так же, как и в Энгельсе, Вольске и Балакове, только готовятся к переходу на электронную регистрацию пациентов. Это к вопросу об эффективности работы областного минздрава по сравнению с городским руководством здравоохранения, о чем так любят рассуждать губернатор и министр здравоохранения региона.

Понимайте, как хотите

Но и в саратовских ЛПУ о работе новой системы мы получили самую разнообразную и противоречивую информацию. Так, в 17-й поликлинике нас обязали не просто написать заявление, но и в обязательном порядке заверить его у главврача. В 3-й — заверения не потребовали. Во 2-й же и вовсе заявили, что никакого заявления писать не нужно: «Просто зайдите на сайт medportal.saratov.gov.ru и зарегистрируйтесь». Мы снова попробовали, и снова у нас ничего не вышло. А в 7-й амбулатории заверили, что через электронную регистратуру можно записаться на прием в любое ЛПУ города и области.

Но больше всего нас удивили в 1-й детской поликлинике. На вопрос о необходимости писать предварительное заявление и тем более его заверять нам ответили следующее: «Мы и сами до сих пор не знаем — нужно это или нет. Этот вопрос до сих пор решается на уровне областного минздрава. Нам кажется, что данная процедура совершенно не обязательна. Тем более, что и сейчас можно зарегистрироваться без заявления». «Но мы неоднократно пробовали, и ничего не получилось», — возразил ваш корреспондент. «Нам тоже не сразу удалось, — согласился специалист поликлиники. — Там на самом деле все не так просто. Но с помощью нашего программиста все же зарегистрировались. Правда, пока, кроме нас, ни один пациент по Интернету еще на прием не записывался».

Так как же вообще должна работать система электронной регистрации? Этот вопрос мы решили задать руководству областного минздрава. Но в этой организации устного ответа на него не получили. Потребовали письменный запрос информации. Что мы, собственно, и сделали, и в следующем номере, надеемся, дадим нашим читателям подробное разъяснение специфики работы нового порядка записи к врачу.

А пока же хочется сказать следующее. Да, безусловно, внедрение любого новшества влечет за собой сбои и накладки. Но не до такой же степени! Когда столь солидное ведомство, как министерство здравоохранения области, объявляет о начале работы проекта (а не работы над проектом!) и дает подробное разъяснение, как пользоваться новой системой, а на деле выясняется, что две трети медучреждений к этому не готовы и вообще не знают, что делать, это уже не накладки, это — позор. Это все равно, что вы пригласили гостей и не успели не только накрыть на стол, но и вообще что-либо приготовить и прибраться.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
92