Телефоны для связи
Статьи
Оперативный обед
31 октября 2011, 15:38

Каждый из нас хотя бы раз в жизни побывал в предприятиях общепита, или, как его еще называют, фастфуда. Особенности саратовского рынка быстрого питания выясняло «Время».

Вкусно и недорого

Фастфуд — изобретение XX века, когда скорость жизни стала увеличиваться и посетители ресторанов не смогли уже ждать индивидуально готовящиеся для них блюда. Вот тогда и появились гамбургеры и хот-доги, основным достоинством которых была унифицированность. Другими словами, посетитель всегда знал, что именно он получит и каково это будет на вкус. Кроме того, сборка заказов в фастфуде занимала не более десяти минут, что при высоком ритме жизни было неоспоримым преимуществом.

В России общепит ранее был представлен столовыми и пельменными, в которых уже готовые блюда раскладывались порционно. Однако смена реалий жизни во времена перестройки привела к появлению в Москве в 1990 году ресторана сети McDonald’s. Первое время он вызывал стойкий ажиотаж у посетителей, и очереди в американскую диковинку были длиннее, чем в мавзолей Ленина. Это уже позже в нашу страну пришли представители различных сетей фастфуда, таких, как «Ростик’с», Subway и многие другие. Родились и самобытные сети быстрого питания с национальными особенностями. В частности, это выражается в разнообразии предлагаемого меню и особенностях обслуживания, которое чем-то неуловимо напоминает советский общепит.

По сообщению Саратовстата, оборот общественного питания за девять месяцев 2011 года составил 5,9 млрд рублей, что на 4,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же оборот рынка фастфуда в России в 2010 году составил 6,7 млрд долларов, что означает значительный рост по сравнению с 2006 годом, когда объем общепита был равен 1,4–1,6 млрд долларов. Тем не менее, если смотреть на сам рынок в мировом масштабе, то его доля составляет менее процента, в то время как доля США равна 38%, Китая — 12,4%, Японии — 7,3%. Предполагается, что к 2014 году объем рынка фастфуда в России составит 10 млрд долларов.

Впрочем, именно «индекс Биг Мака» дает понять, как много потребитель в России платит за еду, даже быструю. На первый взгляд, все логично: «Биг Мак» в сети McDonald’s стоит в России в 2011 году 75 рублей, или 2,7 доллара, в США — 4,07 доллара, в еврозоне — более восьми долларов. Но если среднестатистической американец на свою зарплату может купить 1,05 тысячи «Биг Маков», то россиянин — лишь 297, то есть в 3,5 раза меньше.
Оборот сети McDonald’s в 2010 году составил 24 млрд долларов, а Subway — около 15 млрд долларов, Тем не менее, представители бутербродной компании заявляют о намерении расширить свою сеть и увеличить прибыль.

История саратовского фастфуда

В отличие от Москвы, которая в России больше похожа на отдельное государство, до провинции, которой является Саратов, те же хот-доги добрались лишь в 1993 году, не говоря уже о McDonald’s. Но первым рестораном быстрого питания стало «Бистро», открывшееся на Сенном рынке в 1995 году. Надо ли говорить, что в то время даже фастфуд был для саратовцев роскошью не меньшей, чем ресторан «Волга» или «Золотая Грива».

До 2002 года в городе не было устойчиво работающей сети ресторанов быстрого питания. Одни открывались, другие закрывались, зачастую под одной маркой работало не более одного-двух ресторанчиков. Но в августе 2002 года открывается первое кафе сети «Улей», которая стала задавать тон саратовскому рынку. Примерно через пару лет появился фастфуд, предлагающий воспользоваться системой шведских столов, когда плата берется за тарелку.
Следующей региональной сетью становится «Жульен», примерная дата открытия которого — 2007 год. В том же году, в июле в Саратов приходит McDonald’s, открывая ресторанчик на центральной пешеходной улице города — проспекте Кирова. Второй McDonald’s открылся в городе-спутнике регионального центра Энгельсе.

Не отстал от конкурента и «Ростик’c-KFC», открывшийся в Саратове в феврале 2009 года. В настоящее время в городе три ресторанчика знаменитой сети, два из них работают и обслуживают клиентов, третий строится. В нашем регионе есть и третий крупный игрок мирового рынка фастфуда — кафе сборных бутербродов Subway. Датой его открытия можно считать 2010 год. Место «сабвеевцы» выбрали вполне удачное — рядом с одним из корпусов СГАП.

В последнее время в Саратове активно развивается новая региональная сеть фастфуда — «Синьор Помидор». Их специализацией являются готовые салаты. Примерная дата появления сети кафе — 2009 год.

Ниша фастфуда в Саратове не освоена полностью, к тому же на сегодняшний день одеяло на себя перетягивают обычные кафе и рестораны, устраивая так называемые бизнес-ланчи. Средняя цена такого меню сопоставима со средним чеком в McDonald’s и составляет 180–200 рублей. Кроме того, плохой пиар фастфуда делает такие услуги обычных ресторанов более востребованными у людей, которые боятся вредной быстрой еды.
Тем не менее, мировые гиганты фастфуда намереваются активно осваивать российский рынок, и в частности саратовский. Так, к началу 2012 года в нашей стране планируется довести количество точек Subway до 325, а к концу того же года — до 500. Вполне возможно, что две, а то и три будут открыты в Саратове.

Василий СИНИЧКИН, эксперт «Времени»:
— Если честно, то я не пользовался саратовским фастфудом, поэтому не знаю, достаточно ли нам того количества ресторанчиков, что в настоящий момент есть. Но, будучи в Москве, я специально пошел в McDonald’s. Могу сказать, что у них там очень вкусные пирожки, а вот фишбургер оказался не очень. Особенно для волжанина, привыкшего к хорошей рыбе.

Александр ТИМОШОК, эксперт «Времени»:
— Я считаю, что рынок фастфуда в Саратове недостаточно заполнен, нам необходимо гораздо больше точек общепита. К тому же, это очень интересная тема, и ее надо развивать не только в плане количества, но и в плане качества. Стоит активно пользоваться и философией уже работающих марок. Это довольно выгодно. Могу отметить, что некоторые саратовские рестораны и кафе выросли из системы фастфуда, превратившись в успешные проекты. Лично я услугами общепита не пользуюсь, но мой сын является активным клиентом этих ресторанчиков. Говорит, что вкусно и ему нравится.

Андрей ИВАЩЕНКО, эксперт «Времени»:
— Если стараешься похудеть и сохранить здоровье, то после тридцати, наверное, не стоит пользоваться услугами фастфуда. Но в студенческие и аспирантские годы я часто к ним прибегал. В принципе, сейчас все вузы находятся в центре города, и проблем с местом для питания у студентов нет, в том числе и в предприятиях фастфуда. Сама форма организации ресторанчиков не вызывает нареканий. Другой вопрос, что владельцы стараются снизить себестоимость за счет качества, и, я думаю, следует ввести серьезный государственный контроль. В том числе и за использованием модифицированных продуктов в работе.

Альберт СТАРЕНКО, эксперт «Времени»:
— Я стараюсь фастфуд не употреблять в пищу, поскольку еда эта вредная. Если судить по тому, что я вижу в городе, — центр вполне обеспечен кафе и ресторанчиками, вот в спальных районах это проблематично. С другой стороны, там нет такой потребности. Более того, рынок надо изучать, прежде чем решать, достаточно он заполнен или нет. Думаю, даже если в Саратове нехватка предприятий фастфуда, то это не трагедия. Таким образом нам удастся избежать проблемы американцев, где очень много полных людей. В этом винят фастфуд.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
138