Павел Ипатов наказал чиновников, укрывших доходы
Борьба с коррупцией в Саратовской области все больше напоминает попытки Сизифа закатить на гору его камень. Месяцы усиленной работы прокуратуры, общественников и Счетной палаты в одночасье разбиваются о непрошибаемую стену чиновничьего безразличия и уверенности в собственной безнаказанности. И нет конца разоблачительным проверкам и заседаниям. Равно как не будет его и отпискам со стороны руководства области.
Напомним, 28 марта 2011 года Президент России Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке опубликовать всю информацию о нарушениях, выявленных в сфере подачи деклараций о доходах государственными и муниципальными служащими. Получив ценные указания из Москвы, прокуратура Саратовской области проверила исполнение законодательства о противодействии коррупции в региональных органах власти.
В результате проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновников за 2009 год было установлено, что два зампреда, три министра и начальник управления правительства области предоставили недостоверные сведения о принадлежащих им транспортных средствах, правах на объекты недвижимости и участии супругов в деятельности коммерческих организаций. Фамилии нарушителей в прокуратуре сообщить отказались, сославшись на закон о персональных данных. Однако и вовсе оставлять врунов без наказания прокуратура не стала, рекомендовав губернатору применить в их отношении «меры дисциплинарного характера». После этой проверки прошел уже месяц — на наш взгляд, вполне достаточный срок, чтобы определить нарушителям наиболее суровую меру и привести ее в действие.
«Время» решило выяснить, какое именно наказание избрал для нашкодивших чиновников Павел Ипатов, и обратилось к нему с запросом.
Нет, конечно, мы не ждали, что Павел Леонидович устроит своим подчиненным публичную порку с лишением права пользоваться служебным транспортом на полгода. И уж тем более не смели надеяться на то, что глава региона настолько огорчится, чтобы с позором выгнать врунишек с занимаемых должностей. Зная губернатора, здесь даже о лишении чиновников новогодних премий речи не могло быть. Но вот выговор с занесением в личное дело, по нашему глубокому убеждению, эти безымянные зампреды и министры заслужили.
Но, как оказалось, мы недооценили фантазию губернатора. Она у Павла Леонидовича проявилась в этот раз во всем — от выбора наказания для зампредов до составления ответа газете «Время».
Итак, в своем письме губернатор сообщает, что после получения представления от прокуратуры им были «запрошены письменные объяснения соответствующих должностных лиц по фактам предоставления недостоверных сведений. Согласно представленным материалам и объяснениям было установлено, что отдельные факты указания недостоверной информации действительно имели место».
То есть представления областной прокуратуры губернатору было недостаточно, и Павел Леонидович решил провести дополнительное служебное расследование, чтобы лично убедиться в виновности своих работников. Что ж, корпоративный дух в облправительстве всегда был силен, да и ставить в угол на горох без суда и следствия было бы необдуманным решением. Вот только толку от такого расследования Павла Леонидовича оказалось уж больно мало.
Ссылаясь на ст. 193 ТК РФ, по которой дисциплинарное взыскание не может применяться позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, губернатор пишет, что чиновники нарушили закон еще в марте–июне 2010 года, а потому лишить их премии он уже не сможет. Но г-н Ипатов особо отметил, что всем нарушителям закона было указано «на недопустимость предоставления недостоверных сведений о доходах» в будущем.
Что ж, если Павел Леонидович действительно считает, что его подчиненные прежде не знали, что врать — нехорошо, а утаивать от прокуратуры доходы и вовсе чревато судебной скамьей — это его неоспоримое право. Куда больше нас интересует другой вопрос. Если сегодня чиновники, солгавшие в своих декларациях, остались безнаказанными, то что мешает им солгать еще раз и утаить миллион–другой доходов или лишнюю квартиру в Москве? Ведь когда эти нарушения вскроются, будет уже слишком поздно — полгода, отпущенные Трудовым кодексом на дисциплинарное взыскание, минуют, а иных методов воздействия на подчиненных губернатор, судя по всему, не знает. А это значит, что врать прокуратуре и утаивать свои доходы наши чиновники могут сколько угодно, и ничего им за это не будет. Разве что пожурят слегка. Так, по-отечески...