В саратовских школах предлагается добровольно тестировать учеников на наркотики
26 мая в Саратове состоялся общественный совет при комитете по образованию, на котором обсуждали тестирование старшеклассников на употребление наркотиков.
В апреле Президент РФ Дмитрий Медведев, открывая заседание Госсовета в Иркутске, заявил, что не видит прогресса в борьбе властей против наркотиков.
Наркомания — это огромная проблема, и даже отдаленно ее решения пока не видно. В настоящее время хотя бы раз в жизни наркотики пробовали старшеклассники и студенты. Присутствовавшая на общественном совете замглавы администрации Саратова по соцсфере Ольга Баталина заявила, что, по статистическим данным, в регионе нет наркомании среди детей.
— В это трудно поверить, — говорит Баталина. — Наркомания среди молодежи — это угроза, которая растет с каждым днем.
А представитель регионального управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Илья Кузнецов привел совершенно другую, не такую оптимистичную статистику среди несовершеннолетних в Саратовской области: наркотики пробовали 888 человек, но можно предположить, что наркозависимых детей больше, потому что заставить больного наркоманией подростка обратиться к врачам очень сложно. И самое печальное, что педагогам и родителям во многих случаях трудно убедить ребенка, что наркотики — это быстрая и неизбежная смерть.
В среде старшеклассников сейчас мало кто считает наркоманом человека, несколько раз пробовавшего наркотики. Подростки думают, что марихуана, экстази или серьезный бич нынешних времен — курительные смеси (спайсы) — обычные, «легкие» вещества, которые «расслабляют» или «помогают найти общий язык» с ровесниками. Есть у школьников и другое заблуждение — что «легкие» наркотики можно употреблять без вреда для здоровья. Основным каналом получения такой информации для подростков является Интернет, которому большинство детей верит больше, чем взрослым.
На общественном совете было сказано, что лечение наркомана — это длительный и, увы, не всегда успешный процесс. Тем более, что сейчас появился самый страшный и самый дешевый наркотик — дезоморфин, который за 6–10 месяцев превращает человека в гниющего заживо зомби.
Председатель саратовского общества трезвости Наталья Королькова привела интересный пример излечения от наркомании:
— Ко мне приезжала коллега из США, она рассказала, как от наркомании излечился ее сын, — говорит Королькова. — Кто-то из соседей американки узнал, что он употребляет наркотики, и заявил в полицию. К ней тут же приехали полицейские и поставили перед сыном ультиматум: либо ты лечишься, либо — тюрьма. Теперь сын моей коллеги ведет антинаркотическую деятельность вместе с мамой.
Наталья Королькова добавила, что среди школьников привыкание к наркотикам начинается, как правило, с желания «попробовать». Тем более, что в Саратове препараты, содержащие наркотические компоненты, совершенно свободно продают в аптеках без рецепта.
Участники общественного совета обсуждали самый главный вопрос — тестирование школьников на наркотики. Это крайне необходимый для всего современного общества проект, начиная от самих детей и заканчивая государством, которому, если ребенок в итоге не станет наркоманом, не придется тратить деньги из казны на его лечение. Но с введением тестирования есть серьезные проблемы. Первая, конечно, финансовая. Пока денег на проведение наркотического тестирования школьников в бюджете не предусмотрено. Вторая проблема — родители. Многие мамы и папы, которые присутствовали на общественном совете, высказались против этой программы. А вдруг о том, что результат тестирования оказался положительным, станет известно в классе (или на курсе)? Ребенка могут запросто выдворить из учебного заведения. Ведь в соблюдение врачебной тайны верят не все.
Сотрудник УФСКН Илья Кузнецов рассказал, что на заседании антинаркотического комитета, которое прошло 18 апреля в Москве, было принято решение утвердить системы тестирования школьников на употребление наркотиков. Но пока что нет единой схемы тестирования. По словам Кузнецова, сейчас существует социальное исследование, когда школьники анонимно отвечают на вопросы в анкетах, и есть несколько медицинских схем. Например, тестовые полоски показывают, употреблял ли подросток наркотики в течение прошедших двух-трех дней. Есть и более углубленные методы, по которым можно узнать, употреблял ли ребенок наркотики в течение полугода. Но всегда надо помнить, что любой тест может дать ошибочный результат. Такие ошибки могут очень дорого стоить ребенку. Поэтому пока врачи не готовы ввести тестирование школьников на наркотики в систему.
На общественном совете было принято решение с начала следующего учебного года начать добровольное тестирование в школах. Но главное, что на этом мероприятии стало ясно: пока ни школы, ни семьи не ответили на вопрос, готовы ли они к этому.