Для чего акционерные общества отказываются от раскрытия информации?
С начала этого года в деловых новостях начали появляться сообщения: акционерное общество такое-то сообщает о прекращении обязанности раскрывать информацию. Причины этих решений не назывались. «Время» выяснило, откуда появилась такая тенденция, чем она регламентируется и какое предприятие может «закрыть» свои данные от широкого круга потенциальных партнеров, инвесторов, конкурентов, а то и миноритарных акционеров.
Ситуацию «Времени» объяснили в территориальном отделе Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе в Саратовской области. Оказалось, некоторые акционерные общества получили возможность не раскрывать информацию о себе с 1 января 2011 года. Тогда в действие вступили поправки к Федеральному закону «О рынке ценных бумаг». Среди прочего в нем появилась статья 30.1 «Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах». Согласно этой статье, общества теперь могут не раскрывать в сети Интернет и не предоставлять в контролирующий орган (ФСФР) свои ежеквартальные отчеты, а также сообщения о существенных фактах. Вся прочая информация должна быть обнародована по-прежнему.
В Саратовском ТО ФСФР добавили: процедура освобождения от обязанности раскрывать информацию также прописана в ФЗ «О рынке ценных бумаг». Предусмотрено четыре условия для такого освобождения, и все они должны быть выполнены.
Это:
— решение о прекращении раскрытия информации, принятое общим собранием акционеров Общества;
— отсутствие у Общества других эмиссионных ценных бумаг, кроме акций, проспект которых зарегистрирован;
— акции Общества не должны быть включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовом рынке;
— число акционеров общества не должно превышать 500.
При соблюдении этих параметров Общество подает заявление в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, это заявление рассматривается, и по нему принимается решение.
Представители саратовского бизнеса, если они намерены «закрыть» свои предприятия от посторонних, должны подавать заявления в региональное отделение ФСФР по Юго-Восточному региону, офис которого расположен в Самаре. Как «Времени» рассказал руководитель РО ФСФР России по Юго-Восточному региону Сергей Кожевников, такие заявления в его отделение уже поступают, более того, некоторые из них были удовлетворены. Всего же по зоне ответственности РО ФСФР по Юго-Восточному региону (Самарская, Саратовская, Пензенская, Ульяновская, Оренбургская области и Республика Башкортостан) уже подано более 20 заявлений. В Саратове было освобождено от обязанности раскрывать информацию ОАО «Саратовский завод «Серп и Молот», скандально прославившееся в связи с убийством прокурора области Евгения Григорьева, самоубийством бывшего крупнейшего собственника предприятия Алексея Максимова и переделом пакетов акций этого предприятия. Поступали в региональное отделение ФСФР и другие обращения от саратовских субъектов бизнеса.
Таким образом, саратовские предприятия «закрылись» вполне законно. Более того, эксперты считают, что эти изменения в законодательство РФ направлены прежде всего на защиту бизнеса от рейдеров. Действительно, не обязаны выкладывать на всеобщее обозрение отчеты такие предприятия, которые не назовешь ни гигантами, ни лидерами отечественного бизнеса. Условия для освобождения характерны для предприятий среднего бизнеса, как правило, не имеющих государственной доли в уставном капитале. Чаще всего именно такие активы становятся жертвой рейдеров, которые традиционно начинают работу по отъему собственности с анализа финансово-экономических показателей жертвы, структуры его собственников и принадлежащей предприятию собственности, кредитных обязательствах и прочей информации, которая содержится в ежеквартальных отчетах и сообщениях о существенных фактах. И с этой точки зрения поправки в федеральное законодательство выглядят вполне оправданными.
Но другое дело, что степень открытости предприятия — один из важнейших показателей для потенциальных инвесторов и деловых партнеров. Начинать сотрудничество с «темной лошадкой» не рискнет ни один грамотный контрагент. Не зная кредитной истории потенциального делового партнера, состава людей или юрлиц, влияющих на его политику сейчас и влиявших ранее, сферы интересов, лицензий, которые оформило предприятие, начинать работать с ним — как минимум неосторожность. А уж перед потенциальным инвестором или финансовой организацией, готовыми открыть инвестиционную или кредитную линию, любое, даже самое респектабельное предприятие просто вынуждено вывернуться наизнанку, если оно, конечно, не входит в мощную ФПГ, владеющую собственным банком, инвестиционным фондом и девелоперской компанией.
Словом, изменения в законе «О рынке ценных бумаг» — это палка о двух концах. Призванные защитить российский бизнес от агрессивных воздействий, которые слишком часто становятся фатальными, они провоцируют особо осторожных и пугливых его представителей на то, чтобы полностью «захлопнуться» от внешнего мира. Впрочем, этот процесс только начался, и пока рано говорить, насколько саратовский средний бизнес превратится в плантацию «устриц», вскрыть которые можно только усилиями контролирующих органов или при помощи приманки в виде инвестиций и прочих преференций. «Время» будет следить за тем, воспользуются ли саратовские предприятия новыми возможностями законодательства, чтобы уйти в тень.
Сергей КОЖЕВНИКОВ, руководитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (РО ФСФР России в ЮВР):
— Предприятия из Саратовской области пользуются новой возможностью довольно активно. Могу сказать, что изначально наша работа заключалась в том, чтобы сделать российский бизнес максимально открытым и прозрачным, в том числе это достигалось и обязательным раскрытием информации об акционерных обществах. И санкции за невыполнение этих требований достаточно серьезны — административные штрафы для юридических лиц начинаются от 500 тысяч рублей. Сейчас принято решение облегчить процесс отчета для тех компаний, которые не привлекают сторонние средства путем размещения дополнительных ценных бумаг, которые не торгуются на фондовых рынках и имеют меньше 500 акционеров. Это логично и разумно: их показатели — внутреннее дело всех этих компаний.
Можно ли говорить об антирейдерской направленности этих изменений в законодательство? На той территории, на которой работает наше отделение — это шесть регионов России, — в последние два года активных рейдерских захватов, таких, чтобы в них вовлекались правоохранительные органы, наблюдались силовые конфликты, не зафиксировано. Да, есть корпоративные споры, судебные разбирательства, но вал рейдерства, на мой взгляд, закончился в первой половине 2000-х годов. Думаю, истинная цель поправок к закону — упростить жизнь небольшим акционерным обществам. Раньше им приходилось формировать и сдавать в контролирующие органы очень большой массив информации, для чего порой нужно было привлекать специалистов со стороны, а это недешево. Теперь таким субъектам бизнеса стало легче.
Справка «Времени»
С начала года пять предприятий из Саратовской области подали заявления об освобождении от обязанности раскрывать ежеквартальные отчеты и сведения о существенных фактах и предоставлять эту информацию в РО ФСФР в Юго-Восточном регионе. Это: ОАО «Саратовский завод «Серп и молот» — заявление удовлетворено, ОАО «Птицефабрика Михайловская» — заявитель и раньше не был обязан раскрывать информацию, ЗАО «Детский мир» — на рассмотрении, ОАО «Торговый дом «Центральный» — на рассмотрении, ОАО ПКФ «Астэк-С» — на рассмотрении.