Телефоны для связи
Статьи
Наквасились
4 апреля 2011, 11:37

В системе сезонной уличной торговли напитками и мороженым решено навести порядок. Кто против?

Этим летом квас на улицах Саратова купить будет невозможно... Городская администрация, поймав кураж на прошлогоднем сносе ларьков, в 2011-м решила объявить войну уличным торговцам прохладительных напитков и мороженого. Об этом активно говорили всю последнюю неделю. Об этом спорят, этим пугают, манипулируют. Но чем же продиктовано такое кардинальное решение властей областного центра? И ждет ли на самом деле саратовцев острый квасной дефицит? В этом мы и решили разобраться.

Прежде всего, давайте ответим на вопрос: что представляет собой уличный прохладительный бизнес, насколько он легален и безопасен для потребителя? Итак, согласно информации, предоставленной комитетом по управлению имуществом города Саратова, в 2010 году было сформировано 712 земельных участков для размещения сезонных нестационарных торговых объектов. Они были выставлены на аукцион, в результате чего только на 226 кусочков городской земли были заключены договоры аренды. Нереализованными остались 486 участков, из них 350 имели целевое назначение под организацию летней торговли газированной водой, квасом и мороженым. Неужели они оказались невостребованными? Неужели городские власти так крупно просчитались (кстати, затраты, которые понес бюджет Саратова на организацию и проведение этих торгов, превысили 600 тысяч рублей)? Отнюдь. На самом деле все выделенные под такую торговлю места по факту были заняты. Просто больше половины оказались оккупированы нелегально.

Неуловимые

Как же это стало возможным? Куда смотрели соответствующие правоохранительные и контролирующие структуры? Вся фишка в том, что подобная система торговли имеет свои особенности. Что представляют собой такие точки, всем прекрасно известно: маленькая будка, кеги с напитками или морозильная камера для мороженого, пакет с одноразовыми стаканами, пакет для мусора, табуретка для продавца и, собственно, сам продавец. Никаких кассовых аппаратов, никакого сейфа с документацией — ничего.

С чем, а точнее с кем приходится сталкиваться проверяющим? Правильно, с продавцами. На вопрос о законности их местонахождения и работы последние отвечают, что все в порядке, только документы у хозяина, и он их скоро подвезет. «Скоро» длится бесконечно, проверяющие не выдерживают и уходят, обещая вернуться. Но повторные визиты также заканчиваются ничем. Для ареста торговой точки у правоохранителей нет законных оснований. Единственным наказанием, к которому могут прибегнуть специалисты Роспотребнадзора, является штраф за отсутствие у продавца медицинской книжки (к слову, такие нарушения имеют место сплошь и рядом). Но сумма штрафа ничтожно мала и должного эффекта не производит. По оценкам специалистов, ежедневная выручка одной точки, расположенной не в самом людном месте, составляет порядка 5 тысяч рублей, сумма штрафа в 10 с лишним раз меньше.

Миллионы «мелких»

Кстати, о выручке. Не стоит думать, что сезонная торговля прохладительными напитками — мелкий бизнес. Каждый занимающийся им коммерсант имеет по меньшей мере 10 подобных точек. При этом налоги он, как правило, платит только за одну. Остальные как бы не работают. Таким образом, если все делать нелегально, с мая по сентябрь эти неработающие точки могут принести только чистой прибыли около 1 миллиона 300 тысяч рублей. А наиболее крупные «квасные» сети извлекают доход и в два, и в три миллиона.

Но это, повторяю, если действовать в обход закона. А при условии официальной аренды земельного участка (в среднем она обходится в 50 тысяч рублей), при заключении договоров на уборку занимаемой территории и т. д., итоговая прибыль не превысит 10–15% от оборота. Как говорится, почувствуйте разницу. Не это ли подвигло многих из тех, кто принял участие в аукционе и заключил договоры аренды, в скором времени отказаться от нее и... продолжать работать нелегально? В результате, по приблизительным расчетам, бюджетные потери от такого ведения бизнеса составили порядка 35–40 миллионов рублей.

Опасно!

Теперь взглянем на ситуацию с точки зрения потребительской безопасности. Начнем с того, что вызывает большое подозрение происхождение той самой посуды, в которой нам отпускают квас и газировку. Есть сведения, что ее производят в подпольных цехах из уже использованных одноразовых пластиковых стаканов и бутылок. То есть из вторсырья, что категорически запрещено: после вторичной переработки пластмассы количество канцерогенных веществ в такой посуде резко увеличивается.

Поехали дальше. Как вы думаете, может ли тот же квас быть свежим к вечеру жаркого дня? Во всяком случае, те остатки нереализованной продукции, которые продавцы сливают в конце работы в ближайшие подворотни, даже по запаху таковыми не кажутся. А то, что не имеющий медицинской книжки продавец продает вам мороженое грязными руками, не смущает? Кстати, именно летом количество острых желудочно-кишечных отравлений резко увеличивается. Но доказать, что человек отравился на конкретной точке, невозможно: чеков-то там не выдают. Наконец, как быть с четырьмя случаями взрывов (в результате долгого нахождения на жаре) газовых баллонов (причем один со смертельным исходом), предназначенных для выталкивания кваса из кеги? Не замечать? Забыть?
Кто их защищает?

Разумеется, у решения горадминистрации резко сократить количество точек сезонной уличной торговли (их останется 204, в основном в парках и скверах) есть недовольные. Помимо самих торговцев, к ним, безусловно, нужно отнести производителей кваса и газировки, крупнейшим из которых можно по праву назвать ООО «Покровский квас». Последние хотя и не испытывают восторга от грядущей смены сети дистрибуторов, но ведут себя сдержанно, а вот о первых этого не скажешь. Сегодня они развернули настоящее движение информационного сопротивления. Движение это, по имеющейся у нас неофициальной информации, совершенно не бесплатно. Возможно, именно этим объясняется то, что среди активных защитников квасников-нелегалов мы видим саратовских «яблочников» и членов Некоммерческого партнерства «Единый союз предпринимателей и фермеров «Содружество» во главе с депутатом местной гордумы Олегом Комаровым.

В принципе, действия «яблочников» понять можно: популярность этой партии в Саратове ничтожно мала и уменьшается из года в год (что показали последние выборы). Надо же на чем-то пиариться, да еще за деньги. А вот чем еще, кроме ден­знаков, объясняется столь резкая и, я бы даже сказал, нервная позиция Комарова? Может быть, прошлогодними счетами с городской властью, когда он в пух и прах проиграл «ларечную» войну? Тогда он тоже был на передовой борьбы за свои (и не только) места несанкционированной торговли. Сколько он делал громких обещаний добиться торжества закона и справедливости (хотя в чем именно заключались эти закон и справедливость — непонятно)! Но, как говорится, прообещался. Мэрия добилась поставленной задачи: незаконные киоски и павильоны были ликвидированы, в результате чего город стал хотя бы немного чище. Скорее всего, по подобному сценарию будет развиваться и квасная эпопея. И вот, на наш взгляд, почему.

Проблем не будет

Все дело в том, что никакого неудобства от резкого сокращения уличных прохладительных точек горожане не испытают, следовательно, не будет нужного квасникам-нелегалам общественного резонанса. В городе огромное количество магазинов, торгующих мороженым, всевозможными газированными напитками и тем же квасом (пусть и бутилированным). Любителям кваса разливного тоже не стоит волноваться. Уже сегодня практически все саратовские сетевые магазины готовы предоставить в аренду часть своих площадей для точек по разливу кваса и газировки. Вроде бы ничего не меняется, но зато поступления в бюджет от их деятельности теперь будут гарантированы, да и баллоны с газом перестанут взрываться. Наконец, сезонные точки останутся в парках и скверах. Так что от жажды не умрем...

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
267