Телефоны для связи
Статьи
Постядерный синдром
21 марта 2011, 12:30

Саратовцы примеряют судьбу японцев на себя

Взоры всего мира прикованы сейчас к Японии. После трагедии, которая случилась 11 марта 2011 года, основной вопрос для всего мирового сообщества — быть ядерной катастрофе или нет? Особое напряжение саратовцам доставляет присутствие на территории региона Балаковской АЭС.

11 марта 2011 года в Японии произошло два стихийных бедствия одновременно, сначала — землетрясение магнитудой 9,1 балла, а после этого по побережью страны ударило цунами. Землетрясение случилось на расстоянии около 70 км от ближайшей точки побережья Японии. Первоначальный подсчет показал, что волнам цунами потребовалось от 10 до 30 минут, чтобы достичь первых пострадавших областей Японии. Через 69 минут после землетрясения цунами затопило аэропорт Сендай.

Кроме того, что волна смывала все на своем пути, уничтожая целые города, она привела и к аварии на атомной электростанции «Фукусима–1». Три из шести энергоблоков были сразу остановлены, другие три не работали. Действовавшие реакторы в настоящий момент находятся в аварийном состоянии из-за отказа системы охлаждения, произошедшего вскоре после остановки блоков. Реакторы в разной мере повреждены и являются источниками радиоактивных выбросов. Один неработавший энергоблок поврежден пожаром. На самой АЭС — сильное радиоактивное загрязнение. Несколько работников станции получили ранения разной степени тяжести и повышенные дозы облучения. Два работника пропали без вести.

По последним данным, реакторы охлаждаются посредством сброса морской воды с военных вертолетов, использования наземных насосов и сбросом борной кислоты, для взятия под контроль ядерной реакции в реакторах. Кроме того, японцы стараются восстановить электроснабжение на «Фукусиме–1».

Казалось бы, Япония далеко, и Саратову не стоит волноваться о происходящем на острове Хонсю, но недалеко от нас находится Балаковская АЭС, которая по размерам мало уступает «Фукусиме–1». Однако работники БАЭС заверили корреспондента «Времени», что опасаться не стоит. В частности, как заявил руководитель информационного центра Балаковской АЭС Юрий Терехов, даже если допустить, что в Саратовской области произойдет землетрясение, что возможно лишь раз в тысячу лет, то причиной проблем на «Фукусиме–1» является цунами. А в нашем регионе такое бедствие невозможно. В качестве подтверждения своих слов он приводит аргумент, что, по сути, «Фукусима–1» выдержала толчки с магнитудой 9 баллов, но «атомная станция — не подводная лодка, под водой работать не может». Отключение электроснабжения системы охлаждения и стало роковым, утверждает Юрий Терехов.

Что касается Балаковской АЭС, то, по его словам, у нашей станции глубокоэшелонированная защита, имеющая четыре ступени. В нее входят в том числе и системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду. К ним относятся: топливная матрица, оболочка тепловыделяющего элемента, граница контура теплоносителя реактора, герметичное ограждение реакторной установки и биологическая защита, система технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды. Эта система включает в себя пять уровней: выбор условий размещения АЭС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации; предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации; предотвращение запроектных аварий системами безопасности; управление запроектными авариями; противоаварийное планирование.

В настоящее время такой подход становится нормой, когда предусматриваются различные пути развития событий. «Реакторы останавливаются автоматически, если подземные толчки составляют шесть баллов, что и произошло в Японии, ну а Волги не хватит, чтобы произвести столь разрушительные эффекты», — поясняет Юрий Терехов.
Тем не менее, руководитель Саратовского регионального отделения «Всероссийского общества охраны природы» Анна Виноградова с ним не соглашается. Она утверждает, что, согласно схемам сейсмоопасных регионов, Саратовская область относится к территориям, на которых возможны колебания магнитудой до семи баллов. Напомним, что реакторы останавливаются при шести баллах. Другими словами, ситуация, требующая экстренных мер, на Балаковской АЭС вполне возможна.

Анна Виноградова отметила, что не существует абсолютно безаварийного реактора, и Балаковская АЭС не столь неуязвима, как пытаются показать энергетики. Кроме того, она добавила: учеными не раз поднимался вопрос о том, что БАЭС стоит на разломе, а это является тревожным фактом. Не стоит также забывать, что станция находится на берегу Волги. «И как бы ни убеждали в безопасности этого специалисты Росатома, это небезопасно», — утверждает эколог. Она считает, что если что-то случится выше по течению реки и потребует экстренного сброса воды из Куйбышевского водохранилища, то, как утверждают гидрогеологи, нагонная волна затопит БАЭС.

В начале 90-х годов, по рассказу Анны Виноградовой, была проведена первая в России общественно-экологическая экспертиза, которая показала две основных проблемы станции в Балакове. Первая — это скопление водорода, который, к слову, и стал причиной взрывов на «Фукусиме–1». Вторая — это тритий, который легко попадает в организм человека и имеет период полураспада в двенадцать с половиной лет. При этом сейчас руководство станции, по словам Анны Виноградовой, на полном серьезе проталкивает проект о том, чтобы сбросить воду из охлаждающего пруда в Волгу.

Особенно циничной, по мнению эколога, звучит новая фраза представителей Росатома. «До аварии на «Фукусиме» наши атомщики говорили, что в России атомная энергетика — вторая по надежности после японской, теперь они заявляют, что наша энергетика — первая», — возмущается Анна Виноградова.

Атомная энергетика на данный момент не может быть выведена из экономики мирового сообщества. Основанием для этого является отсутствие дешевого и эффективного источника энергии, сопоставимого по возможностям с ядерной реакцией. Если подойти к вопросу развития атомной энергетики более глобально, то становится понятно, что она сопоставима с авиацией. Несмотря на ужасные последствия аварий, их количество все же не столь велико.
Тем не менее, события на японской «Фукусиме–1» понизили уровень доверия к АЭС в мире, а также подогрели градус протестов против развития атомной энергетики как таковой. Мир ударился в панику вместо того, чтобы собраться и помочь японским энергетикам преодолеть этот кризис.

Справка «Времени»

Реакторы АЭС «Фукусима–1» были изготовлены американской General Electric по проекту General Electric. Стало известно, что во время их проектирования, еще в далекие 70-е годы, среди группы инженеров возник конфликт: трое инженеров подписали докладную записку, в которой говорилось, что реактор спроектирован неправильно, технически безграмотно и опасно. В докладной записке Дейла Брайденбо сказано, что в таком виде реактор наверняка взорвется, как только произойдет сбой в системе охлаждения. General Electric проигнорировал особое мнение инженеров, в результате чего ядерщики ушли в отставку, не желая подписывать чертеж «Версии 1».
Через тридцать пять лет на пяти из шести станций, где были установлены реакторы General Electric этой серии, произошли взрывы, как только возник сбой в системе охлаждения.
***
Реакторы «Фукусима–1» — это реакторы на кипящей воде (Boiling Water Reactor (BWR), давление в которых поддерживается корпусом реактора, замедлитель — вода.

В АЭС с некипящими реакторами температура воды в первом контуре ниже температуры кипения. При необходимых для получения приемлемого коэффициента полезного действия температурах (больше 300о C) это возможно только при высоких давлениях (в реакторах ВВЭР–1000 рабочее давление в корпусе — 160 атм.), что требует создания высокопрочного корпуса. Насыщенный водяной пар под давлением 12–60 атм. при температуре до 300о C вырабатывается во втором контуре. В кипящих реакторах на АЭС «Фукусима» пароводяную смесь получают в активной зоне. Давление воды в первом контуре составляет около 70 атм. При этом давлении вода закипает в объеме активной зоны при температуре 250о C. Кипящие реакторы обладают рядом достоинств по сравнению с некипящими. В кипящих реакторах корпус работает при более низком давлении, в схеме АЭС нет парогенератора и т. д.

Технологическая схема каждого блока Балаковской АЭС — двухконтурная. Первый контур является радиоактивным, в него входит водо-водяной энергетический реактор ВВЭР–1000 тепловой мощностью 3000 МВт и четыре циркуляционных петли охлаждения, по которым через активную зону с помощью главных циркуляционных насосов прокачивается теплоноситель — вода под давлением 16 МПа (160 кгс/см2). Температура воды на входе в реактор равна 289о С, на выходе — 320о С. Циркуляционный расход воды через реактор составляет 84 000 т/ч. Нагретая в реакторе вода направляется по четырем трубопроводам в парогенераторы. Давление и уровень теплоносителя первого контура поддерживаются при помощи парового компенсатора давления.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
96