Как бывший силовик Михаил Ланин превратился в жесткого бизнесмена
В минувший вторник, 8 марта, электронные СМИ сообщили, что во Франции был застрелен бывший генеральный директор ОАО «Саратовстройстекло» Михаил Ланин. По данным информагентств, нападение произошло в Ницце: когда машина с Ланиным и его спутницей направлялась в аэропорт, ее обстреляли из автомата. Мужчина погиб на месте, женщину с тяжелыми ранениями доставили в один из французских госпиталей.
После того как в Саратове стало известно об этом происшествии, на сайте стекольного завода появился некролог о «трагически погибшем почетном строителе России, генеральном директоре ОАО «Саратовстройстекло» Михаиле Ланине», хотя французская полиция официально не подтвердила факт гибели предпринимателя и его спутницы. Только сыщики с Лазурного берега связались по линии Интерпола с проживающим в Саратове сыном Михаила Ланина, и тот, по данным новостных агентств, якобы опознал отца. На момент выхода номера в СМИ не было данных и о доставке тела Михаила Ланина в Саратов. Картина гибели предпринимателя выглядела очень странной.
«Время» решило выяснить, кто он — бывший гендиректор ОАО «Саратовстройстекло» и какой след он оставил на предприятии после свого ухода. Оказалось, что Ланин был очень закрытым и жестким коммерсантом, а деятельность его на стекольном заводе вызывает множество вопросов.
Связи решают все
Михаил Ланин стал генеральным директором ОАО «Саратовстройстекло» 7 лет назад. До этого он с середины 90-х годов прошлого века трудился в должности заместителя директора по безопасности. А в советское время более 20 лет работал в правоохранительных органах, одно из мест его работы — руководитель отдела ОБХСС по Ленинскому району Саратова. Что интересно, отдел был расположен как раз там, где находятся стекольные заводы. Из правоохранительной сферы Ланин ушел в 1993 году с должности заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями областного ГУВД. Как говорят наблюдатели, у Ланина остались близкие связи с высоким милицейским руководством, и это сильно помогало ему, когда он полностью ушел в бизнес.
ОАО «Саратовстройстекло» — предприятие, специализирующееся на выпуске промышленного стекла. Является одним из крупнейших российских заводов и поставляет свою продукцию, помимо России, еще в 14 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В мае 2004 года собрание акционеров решило юридически зарегистрировать группу компаний «Объединенные стекольные заводы Саратова». Президентом группы компаний и председателем Совета директоров ОАО «Саратовстройстекло» стал Александр Либерман, генеральным директором — Михаил Ланин.
Стекольный завод изначально был прибыльным предприятием. Но в апреле прошлого года Михаил Ланин внезапно покинул руководящую должность. Вместо него гендиректором стал Юрий Чурсин. Как заявили в юридической службе стекольного завода, у Ланина истек трехлетний срок контракта. Говорят, что как раз в это время предприятие готовилось к крупной сделке, которая состоялась примерно через месяц после ухода нашего героя с поста гендиректора. Все акции саратовского предприятия выкупил стекольный завод из Башкортостана — ОАО «Салаватстекло». Тогда в газетах сообщали, что эта сделка должна была обеспечить новому собственнику контроль за третью российского рынка.
Михаил Ланин и его бизнес-партнер Александр Либерман в свое время, как сообщили наши источники на стекольном заводе, были акционерами ОАО «Саратовстройстекло», но в 2010 году, как раз после вышеупомянутой сделки, они и еще 5 членов совета досрочно покинули состав саратовского открытого акционерного общества. «Время» также узнало у бывших работников стекольного завода, что между Ланиным и Либерманом был серьезный конфликт.
Кнутом и без пряника
Виталий и Андрей проработали на «Саратовстройстекле» под началом Ланина четыре года. Они согласились рассказать нам, как гендиректор проявлял себя на производстве.
— Михаил Борисович — жесткий руководитель. Если он узнавал про работника какие-то неприятные факты из его прошлой производственной биографии, которые тот скрыл при трудоустройстве на стекольный завод, то человека сразу увольняли. Даже если речь шла о мелких нарушениях вроде редких опозданий. Может быть, это потому, что Ланин долгое время трудился в милицейских подразделениях, — вспоминают наши собеседники. — Но законы бизнеса этот человек понимал хорошо. Ходили слухи, что он платил нескольким информаторам на стекольном заводе, которые следили за работниками и все увиденное передавали ему... Он и всех друзей растолкал, всех, кто за него готов был в огонь и в воду.
По словам бывших стекольщиков, ОАО «Саратовстройстекло» в 2008 году неожиданно оказалось в долговой яме. Была налажена новая линия производства, но особой прибыли она не принесла. Продукцию закупали мало. В 2009 году за стекольным заводом числился долг в 3,5 миллиарда. Но на следующий год компанию выкупили, а за три недели до этого Михаил Ланин покинул пост гендиректора.
— Вообще-то он являлся еще и совладельцем ОАО с большим количеством акций, — говорят бывшие сотрудники «Саратовстройстекла». — Знаете, за год до этого происшествия во Франции по цехам легендарного завода ходило много слухов. И один из них — о том, что Ланин заказал главного собственника предприятия Александра Либермана. Но при нем на предприятии вообще было страшно что-то нелицеприятное сказать о высокопоставленных лицах. Человека тут же увольняли. Безнаказанность — вот главная черта руководства Ланина.
Корреспондент «Времени» узнал от бывших стекольщиков, что экс-гендиректор сильно невзлюбил Либермана. Возможно, говорят они, потому, что Либерман пользуется авторитетом среди работников «завода техстекла» за то, что сумел сохранить производство в смутные времена раздела бывшей социалистической собственности. Они считают, что Ланина люди просто боялись.
— Он начал строить карьеру с 1964 года, где-то в Брянской области. Потом перебрался в Саратов и устроился в милицию, дослужился до должности начальника районного отдела милиции. Работал в ОБХСС. А в начале девяностых подался в бизнес. По карьерной лестнице шел быстро, практически по головам, — вспоминают бывшие подчиненные Ланина. — Начинал с директора по режиму на «Саратовстройстекле», а потом добрался до должности генерального директора. Все у него ходили по струнке. Ланин ходит по цехам, а работники в страхе передают друг другу, где он находится. Он пройдет не спеша, спросит что-то, но чаще всего уходил разозленным... Еще на предприятии есть многотиражка «Саратовский стеклодел». В ней главная мысль: «Не нравится — увольняйся!» Хотя уволить могут и так, по любому поводу, беспредельно. Кадры там не берегут.
Счастлив в оффшорах
«Саратовстройстекло» стало одной из крупнейших компаний на рынке стекла, она поставляла от 15% до 20% всей продукции в России. Ланин был не только генеральным директором, но и совладельцем предприятия с крупным пакетом акций. Основным же собственником являлся Александр Либерман.
— Мы не понаслышке знакомы с его работой. Экс-гендиректор запомнился как свирепый жандарм. Он следил за каждым шагом рабочих. На предприятии царили «рабовладельческие» порядки. Упаси Боже, если Ланину что-то не понравится — тут же останешься без премии, а то и часть зарплаты срежут. Смены длились по 14–15 часов. Многие рабочие были вынуждены по прихоти администрации (точнее, Ланина) оставаться после смены на работе за какие-то идиотские, надуманные «грешки»: не выполнил запланированный объем работ, не убрался на рабочем месте... Не секрет, что стекольное производство портит здоровье. Но рабочим «Саратовстройстекла» при Ланине не светило лечение профболезней за счет предприятия, — говорят бывшие работники завода.
Они считают, что в планы экс-гендиректора не входило улучшение условий труда на самом крупном предприятии саратовского региона. Он является учредителем нескольких предприятий, которые находятся как в Саратове, так и в соседних регионах. Например, ОАО «Кварц», занимающееся добычей кварцевого песка, зарегистрировано в Ульяновске. Там Ланин числится гендиректором и вроде как одним из учредителей. Другие предприятия (около 10), по данным СМИ и бывших работников стекольного завода, входят в группу «Объединенные саратовские стекольные заводы».
— Там постоянно происходила какая-то кадровая чехарда, — говорят наши собеседники. — Одного гендиректора выведут из состава управленцев, другого введут. Ланин старался никому не сообщать о том, кем он является на том или ином предприятии. Даже от сына своего это скрывал. Зато он высосал из стекольного завода все, что мог. Активы перевел в другие регионы. А потом с ним что-то случилось... Ланина кто-то перепугал. Он постоянно менял номера телефонов, ни с кем не говорил о том, что с ним происходит. Прятался от работников за секретарями... Сам он — человек властный, амбициозный. Может, именно по этой причине Ланин и решил уехать за рубеж. Но перед этим он стал распродавать свою недвижимость. У Ланина есть особняк в Москве на Рублевке, который он оценил примерно в 2,5 млн долларов... Его квартира в Саратове на улице Киселева, говорят, уже нашла покупателей. А вот 100% акций ОАО «Саратовстройстекло» теперь принадлежат компании-конкуренту — ОАО «Салаватстекло». Это значит, что налоги от стекольного производства, скорее всего, ушли за пределы Саратовской области, — подвели черту наши собеседники. — Пресловутый расстрел его машины на трассе в Ницце может оказаться не более чем блефом. Кто знает, может, Ланин сейчас уже в оффшорах! Он давно собирался уехать за границу на постоянное место жительства. Коллеги сообщили нам, что новый генеральный директор Юрий Чурсин и Александр Либерман заручились поддержкой главы региона Павла Ипатова.
«Времени» стало известно от бывших сотрудников стекольного завода, что перед последней поездкой во Францию Ланин не общался ни с кем, кроме самых близких ему людей — сына Бориса и Елены Православной — той самой гражданки, которая сейчас якобы находится с ранениями в реанимации французской больницы.