До голосования на выборах депутатов в органы МСУ осталось всего несколько дней. Кандидаты давно заявлены, избирательная кампания практически завершена. Впереди – самый волнующий и интересный этап. Нам захотелось взвесить шансы на победу у основных претендентов предвыборной гонки, оценить успешность их стратегии.
В этой ситуации лидером, скорее всего, является «Единая Россия». Единороссы активно встречаются с жителями, не боятся брать на себя ответственность, постоянно находятся в гуще проблем. Надо отметить, что и список кандидатов от «ЕР» является наиболее внушительным, включая в себя действительно авторитетных людей, лидеров общественного мнения.
Что же касается прочих участников избирательного процесса – например, «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР и «Яблока» – можно заметить панические настроения, царящие в избирательных штабах и региональных отделениях этих партий. Именно этим фактором эксперты пытаются объяснить бесконечные пресс-конференции, заявления, подписания соглашений и создание коалиций – словом, все те действия, призванные имитировать бурную защиту интересов избирателей. Складывается впечатление, что, пусть и с опозданием, но до так называемых «оппозиционеров» все-таки дошло, что никакие агитки, даже напечатанные многотысячными тиражами, никакие популистские заявления или эпатажные выходки не способны заменить населению планомерную работу на результат. И что для победы на предстоящих выборах одних слов будет недостаточно.
В такой ситуации представителям оппозиции действительно есть о чем беспокоиться. Приближающийся день голосования – 13 марта – выявит истинную степень доверия со стороны населения ко всем избирательным объединениям.
Действительно, часто ли саратовцы сталкивались с теми же «полещиковыми», «алимовыми» или «коннычевыми» у себя в подъездах или наблюдали за тем, как они помогали благоустраивать дворы? Думаем, что нет. В лучшем случае, все ограничивалось душеспасительными разговорами с рефлексией о былых временах. Или еще проще – неестественной улыбкой со страниц яркого буклета, просунутого в дверную ручку или вброшенного в почтовый ящик. В отдельных случаях, возможно, дело доходило до общения с партийными агитаторами, с излишней настойчивостью призывающими отдать свой голос за какого-нибудь политического аутсайдера.
Тогда как на самом деле от кандидатов требовалось нечто другое: лично выезжать в округ и, встречаясь с жителями, прикладывать реальные усилия для выполнения их наказов и просьб. И пусть их полиграфическая продукция не была бы такой красочной, а посулы и обещания – столь щедрыми, зато на их стороне оказались бы правда и реальные дела.
К сожалению, в настоящее время очень немногие партии могут похвастаться подобным подходом. И конечно, нет среди них тех, кто уже сегодня пытается отыскать виновников своих будущих неудач. У кого виноваты буквально все – от политических оппонентов до многострадального электората. Удивительно, что и враги-то, оказывается, у эсеров, коммунистов, «жириновцев» и «яблочников» одни. Что с учетом разницы их предвыборных программ выглядит и вовсе фантастически. Однако и это не смущает партийных бонз, которые буквально забрасывают своими письмами избирательные комиссии, правоохранителей и органы власти. По мнению экспертов, использование подобных технологий может свидетельствовать о стремлении дестабилизировать общественно-политическую обстановку и повлиять на волеизъявление избирателей.
Кроме того, есть опасения, что подобная избыточная активность призвана стать дополнительным оправданием в глазах федерального руководства. Ведь очевидно, что после выборов партийцам придется держать ответ не только перед местными соратниками и спонсорами, но и перед Москвой. А там строго спросят за каждый потраченный рубль и упущенный голос. Думается, это не может не волновать отдельных региональных лидеров, бездумно растративших предвыборный бюджет на рекламную продукцию и зарплату политтехнологов.