«Триумф Молл» появился в самом обеспеченном торговыми площадями участке города
Направо пойдешь – в Губернский попадёшь, налево пойдёшь – в «Триумф Молле» окажешься, а прямо пойдёшь - в Сенной упрешься.
Такой указатель в шутку предложили установить студенты, пришедшие на открытие нового торгового гиганта.
Открытие «Триумф Молла» мы предвкушали ещё с 2009 года, когда об этом заявила компания-заказчик «Mirland Development». Но мероприятие не состоялось, помешал кризис и отказ одного из арендаторов работать на площадях нового торгово-развлекательного комплекса.
Потом горожане радостно надеялись на открытие в июне 2010-го. В просторных угловых павильонах, видимых с улицы через большие окна, уже манил потенциальных покупателей роскошный товар мехового бутика «Снежная Королева». Приготовился к открытию и гипермаркет электроники «МВидео». Но некоторых особо недоверчивых горожан терзали сомнения – уж больно недостроенно-недоделанно выглядела летом громадина, повсюду были видны свежие следы отделочных работ. И в этот раз пессимисты оказались правы - в обещанный день - 24 июня - праздник не состоялся, поскольку был в самом разгаре штукатурно-ремонтный период.
А на вопрос: «когда откроетесь?» арендаторы разводили руками. «Возможно, осенью…»
В ожидающем затишье прошло несколько месяцев. Периметр здания постепенно был оживлен огромными буквами: «Перекресток», «МВидео», «Снежная Королева», «Синема Парк». Хорошо известные в Саратове бренды. «А что-нибудь новенькое будет?» – спрашивали поклонники шопинга.
Многие саратовцы постепенно теряли интерес к затянувшейся новостройке.
Представители «Mirland Development» сообщали, что «сдаче комплекса мешают организационные вопросы». По данным «Времени», одним из таких вопросов были недоделки в системах пожарной безопасности «Триумф Молла».
Только арендаторам было от этого не легче. Товар в недействующих магазинах залеживался и устаревал. Хотя в округе предостаточно действующих торговых площадей. Рядом высится многоэтажный Губернский рынок, в двух шагах от «триумфального» долгостроя находится ТД «Сенной», а также гипермаркет «Форум».
Саратов вообще никогда не был обделён крупными торговыми центрами, гипермаркетами, моллами. Одни традиционно посещаемые, другие – уныло полупустые.
Главное, о чем сегодня говорят эксперты, – о перегруженности торговыми площадями областного центра. На днях в региональной Торгово-промышленной палате в ходе обсуждения проблем малого и среднего бизнеса председатель комитета по экономике города Алексей Санников заявил, что обеспеченность торговыми площадями в городе составляет 150% (данные на апрель 2010 года). При норме в 280 кв. м на 1 тыс. жителей обеспеченность торговыми площадями населения города составляет 152%, в центральных районах города - 200% и более.
Эксперты считают, что недостаток торговых площадей отмечен только на окраинах Саратова - поселок Солнечный, Поливановка, Елшанка, Заводской район.
- Торговые площади расположены в областном центре неравномерно, - прокомментировал ситуацию начальник управления развития потребительского рынка областного МЭРТ Петр Иванченко. - Сегодня все зависит от того, кто и какими ресурсами располагает, какие площади достались предпринимателю, и какой магазин там будет открыт. Ведь можно открыть обувной, а можно и продовольственный или хозяйственный. Увы, сегодня это никто и никак не планирует.
Только инвесторы сообразили, что сейчас выгоднее строить на окраинах гипермаркеты. Там не надо, как в центре, расселять старый жилой фонд и обеспечивать жильцов новыми квартирами. А проблема с покупателем решится сама собой, ведь саратовцы все больше и больше покупают машины. Так что не трудно доехать и до «Реала» и до «Метро». Но вот с проездом же в окрестностях «Триумф Молла» появились серьезные проблемы.
19 ноября 2010 года на улицах Зарубина и Посадского введено одностороннее движение транспорта, которое связано с открытием торгового центра.
- По улице Зарубина можно проехать от Астраханской в сторону Рахова, а по Посадского – наоборот, – сообщил начальник отдела пропаганды городской ГИБДД Юрий Сухоруков.
По словам заместителя начальника ГИББД Саратова Юрия Носова, одностороннее движение было введено, чтоб разгрузить транспортные потоки. Саратовцы вкусили плоды ограничений и стали жаловаться на пробки. Сейчас на этих участках дорог дежурят сотрудники ГИБДД, но для водителей они бесполезны. Улицы стали почти непроездными.
…«Триумф Молл» всё-таки открылся 15 декабря 2010. По городу заблаговременно были развешаны приглашающие билборды от крупнейших арендаторов. Корреспондент «Времени» в числе первых прошелся по этажам розовой громадины и не обнаружил ничего суперэксклюзивного, супернового, готового потрясти воображение саратовца. Очень мало указателей по этажам, хотя по проекту внутри расположены 100 магазинов. За день все не обойдёшь. Эскалаторы, конечно, хорошо и удобно. Они вас покатают с этажа на этаж.
Но покупатели почему-то не стремятся атаковать новый ТРЦ. Рядом - привычные рынки, базарчик, множество мелких минимаркетов, с которыми люди просто сроднились. Есть через дорогу от "Триумф Молла» и здание следственного изолятора.
58 тысяч квадратных метров общей торговой площади – это серьёзная заявка на очередного гиганта. Вопрос в том – оправдан ли для Саратова такой размах.
Справка «Времени»
Согласно статистике компании Finstar Properties, одного из девелоперов, заявивших о своих планах по строительству ТРЦ, в США обеспеченность торговыми площадями современного уровня в сегменте продуктового ритейла составляет 422 квадратных метра на тысячу человек, во Франции - 273 квадратных метра, в Испании - 233 квадратных метра, Германии - 208 квадратных метра, в Южной Корее - 137 квадратных метра, в Чехии - 134 квадратных метра.
По итогам 3 квартала 2010 г. общая торговая площадь Саратова составила 396 981 кв. м. При норме в 280 кв. м на 1 тыс. жителей обеспеченность торговыми площадями населения города составляет 152%, в центральных районах города - 200% и более.
Финансирование проекта осуществил «Европейский банк реконструкции и развития». Архитектурную концепцию и дизайн комплекса разработала компания Pelleg Architects, генеральным подрядчиком выступила компания Danya Cebus. Эксклюзивный консультант проекта по маркетингу и сдаче в аренду - Jones Lang LaSalle. Управлять объектом будет саратовская УК «Навигатор».