С 1 декабря операторы «большой тройки» должны были снизить тарифы на международный роуминг. Россияне в целом и саратовцы в частности обрадовались такому сообщению, но, как оказалось, радость была недолгой. Что было предпринято для приведения тарифов в европейские рамки, выясняло «Время».
Оказалось, ничего, поскольку от Федеральной антимонопольной службы руководство сотовых операторов открестилось фразой, что об определенной тарификации оно договорилось с операторами других стран, с которыми у них сложились хорошие отношения, а также тех стран, где велико их влияние. Кроме удивления, такой ответ не вызывает ничего. Другими словами, роуминг по разумным тарифам доступен только в СНГ. Все дальнее зарубежье осталось нетронутым.
Более того, абонентские отделы мобильных компаний, входящих в «большую тройку», не могут толком объяснить туристам, сколько и за что они будут вынуждены платить в другой стране. Так, жертвами невнятной тарифной политики «Мегафона» стали наши соотечественники, отправившиеся в Грецию и получившие за пользование 3G-интернетом счет от оператора в миллион рублей. Стоит напомнить, что для получения кредита в 50 тысяч рублей в банке придется доказывать свою состоятельность и возможность его выплатить, а миллион дадут только с поручителями и под залог. В данной же ситуации сотовый оператор расщедрился на кредит в миллион, имея в распоряжении только паспортные данные. В настоящее время по данному случаю идет судебное разбирательство, «Время» следит за развитием событий.
О том, что тарификация в зонах международного роуминга не изменилась, говорят и сайты мобильных операторов. Цены за минуту разговора все так же начинаются в районе одного евро.
Поскольку компании мобильной связи постоянно заявляют о своих потерях в связи с необходимостью сокращать стоимость роуминга для абонентов, они ищут эти средства в других направлениях. Например, в проведении конкурсов. «Билайн» активно рекламирует розыгрыш миллиона, а потом и суперприза в 30 млн рублей. Сказать по правде, это ежегодная акция оператора, но никогда раньше она не навязывалась всем пользователям «Билайн» столь агрессивно. SMS с предложением принять участие в розыгрыше приходят с завидной регулярностью, безотносительно времени суток и количества ранее полученных приглашений. Оператору настолько нужны наши деньги?
Кроме того, были повышены расценки на коммерческие SMS, отправляемые на короткие номера. Для некоторых сервисов этот показатель стал составлять половину от зачисляемой на счет пользователя суммы плюс 20% для оператора связи. В итоге при зачислении 55 рублей общая стоимость SMS составит 105 рублей, которые и будут списаны с мобильного счета.
Но и этого операторам показалось мало. Активизировалась реклама так называемых мобильных сервисов, которые предлагают получить гороскоп, узнать совместимость имен, лучшую позу для занятий сексом и как абоненту следует целоваться. Если предложения установить гудок или мелодию звонка на телефон еще кажутся более-менее честными, то подобные сервисы выглядят, мягко говоря, сомнительными. К тому же окончательную стоимость такой услуги абонент узнает уже постфактум. И если для клиентов «Билайн» попытка купить услугу и уйти в минус окажется неудачной, то абоненты «Мегафона» или МТС вполне могут пострадать от своей невнимательности. Так, у оператора «Мегафона», по словам его сотрудников, предусмотрен кредит в 900 рублей, а у МТС сумма может зависеть от предыдущих платежей, некоторые абоненты являются счастливыми обладателями кредитной линии в две тысячи рублей. Другими словами, за свою невнимательность абонент может разориться на сумму от 900 до 2000 рублей, в зависимости от оператора.
Такие манипуляции выглядят подозрительно в свете сетований на потерю прибыли из-за необходимости умерить аппетиты по роумингу. Причем реклама данного вида услуг идет не только в СМИ, но и массовыми рассылками SMS абонентам. Возможно, по мнению операторов, 50 рублей — это не деньги, но для какого-нибудь старшеклассника, который отправит запрос на гороскоп, — это значительная сумма, которая позволила бы ему зайти в Интернет с того же телефона и спокойно посмотреть тот же гороскоп.
Мелодии звонков, гудки, гороскопы и розыгрыши призов с массовой рассылкой призывов принять участие в них, предоставление без согласия абонента баснословных кредитов... Остается задуматься, на что еще готовы пойти операторы мобильной связи, восполняя свои «потери»?
*ОПСОСы — неологизм, операторы сотовой связи.