«Время» в прошлом номере пообещало поведать читателям о том, кто и как «отжимал» речпорт. На то обещание последовала довольно оперативная реакция: в редакцию пришло коллективное письмо, авторы которого представились работниками СРТП. Выражая надежду на объективное освещение событий, связанных с попыткой рейдерского захвата предприятия, эти люди на двух страницах рукописного текста старательно защищают одного из акционеров предприятия — депутата облдумы и бизнесмена Сергея Курихина. Уважая мнение этих людей, «Время» все же намерено изложить свой взгляд на события, произошедшие несколько лет назад на СРТП.
Слишком пристальное внимание авторов письма к персоне Сергея Курихина в контексте рейдерских захватов, мягко говоря, смущает. Мы не называли этого человека в качестве «отжимавшего» порт и даже не намекали на него. Тем не менее, господина Курихина авторы письма начинают активно обелять. Его вместе с покойным прокурором Саратовской области Евгением Григорьевым называют «антирейдерами», единственными людьми, кто «в тяжелые для речного порта времена помогли выстоять против рейдеров из Самары». По версии авторов, благодаря помощи и поддержке Курихина «речной порт сегодня является стабильно развивающимся предприятием, включенным в перечень крупнейших предприятий г. Саратова, где работают более 500 человек, которые в свою очередь социально защищены и вовремя получают заработную плату». Откуда такое усердие именно в отношении Курихина? Он — всего лишь один из крупных акционеров СРТП и даже не входит в органы управления предприятием, Неужто, как в той притче, шапка горит?
Похоже, авторы письма либо не знают всего о попытках захвата их предприятия, либо введены кем-то в заблуждение. Так, непонятно, на чем основывается их уверенность в том, что Курихин противостоял самарским рейдерам. Но это, мягко говоря, не так. Доля, принадлежавшая структурам известного самарского бизнесмена Андрея Шокина, а в последнее время — лично ему, оставалась неизменной и со все того же 2007 года составляла 10,5% акций предприятия. При этом участие Курихина и его деловых партнеров все время увеличивалось. Для справки: на май 2007 года его компаньон Сергей Терехов владел 32,1% акций СРТП, годом позже доля Терехова несколько снизилась — до 26,6%, зато среди совладельцев предприятия появился лично Курихин, причем сразу с 17,2% акций. Что это, если не массированная их скупка и не перехват управления проблемным предприятием? И какое отношение эти факты имеют к борьбе с рейдерством? Скорее уж подойдет версия о том, что Курихин, заметив проблемное предприятие, попытался перехватить контроль над ним.
Сказка о том, что Курихин якобы противодействовал рейдерскому захвату СРТП самарцами, тоже не выдерживает критики. Самарский бизнес приобрел свою долю в Саратовском речном транспортном предприятии в период 2005–2006 годов, и дальше эта доля уже не росла. Интересов Курихина на предприятии на тот момент не было — как говорилось выше, он собрал солидный пакет акций в 2007-м. С чего бы ему спасать чужой бизнес от рейдерского захвата? Из филантропии? Из спортивного интереса? Или под видом спасателя Курихин занялся ровно тем же, что и Шокин? Последнее вероятнее всего.
А вот поставив СРТП под свой контроль, Курихин действительно начал бороться с самарскими совладельцами этого бизнеса. В итоге доборолся до того, что ни одного из самарцев не переизбрали в Совет директоров предприятия. Таким образом, держатель 10-процентного пакета акций СРТП Андрей Шокин потерял последнее влияние в Саратове. Именно этому, видимо, радуются авторы письма в защиту Курихина. Хотя особых поводов для радости у них нет. С 2008 года, вскоре после того, как этот бизнес захватил Курихин, ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» стабильно работает в убыток. Только за первую половину 2010 года СРТП понесло убытки на сумму более 16,7 млн рублей. При этом имелось более 3,4 млн кредиторской задолженности перед поставщиками, свыше 4 миллионов — по заработной плате, и больше 8,8 миллиона предприятие, вероятно, «благодаря» антирейдеру и депутату облдумы задолжало бюджету и внебюджетным фондам.
Давно уже закончился кризис в строительной отрасли, опять растет потребность в крупном щебне и мелком песке, которые перевозит «Саратовское речное транспортное предприятие». Но объемы работ и услуг падают, убытки растут, долги копятся. Вот такое «стабильно работающее предприятие», вот такая зарплата вовремя. Видимо, именно за это должны быть благодарны работники речного порта Сергею Курихину.