Телефоны для связи
Статьи
Какое это дерево? Вяз… Или – наш дорогой Стеблюк
28 ноября 2010, 18:31

При знакомстве с саратовскими журналистами Сергей Стеблюк на всех произвел прекрасное впечатление. Можно, конечно, пиарить такие факты, как количество поставленных им, спектаклей, но и без того он, что называется, пришелся по сердцу. Забойная, крутая во всех смыслах режиссерская мысль Стеблюка об американской вещи Бет Хенли «Сердечные тайны» дала нашим искушеннейшим зрителям полновесный спектакль. Прикинуть, так у нас сохраняется здоровая конкуренция на театральном поприще. И муниципальные театры трудятся на совесть, и такие гиганты, как ТЮЗ, оперный, и описываемая сейчас драма. У нас всего много, в т.ч. театральной культуры. Стеблюк признался при знакомстве с нашими «акулами пера», что настойчиво не советовал смотреть оскароносный фильм по «Сердечным тайнам» во избежание накладываемых при просмотре на подкорку стереотипов.

Думается, лучше было бы опытнейшим, маститым актерам, ряд которых носят звания заслуженных, ничего не знать о постановках чеховской «Чайки». Однако, такой финт даже при полнейшей дебилизации, хлынувшей в «катастройку», в принципе, невозможен. «Чайка» у нас не дотягивает до анекдотов о Чапае, но в массовом сознании почти не уступит тургеневской «Муму». По каналу «Культура» на этой неделе показали, как немец поставил «Гамлета» с натуральной землей и гробом на сцене. Ну и фиг бы с ним. Постмодернизм изрядно поднадоел. Пусть и очень умный… Чем хуже Стеблюк того же Петера Штайна? Дурацкий вопрос. Они абсолютно разные. Просто Штайна у нас преподнес со сцены драмтеатра (на эдаком «бла – бла – бла») руководитель Театра наций и наш земляк Женя Миронов. Недалек тот день, когда будет превознесен и Стеблюк. С его «оригинальным творческим видением» и прочей словотворческой шелухой – чем славятся театральные критики, ориентированные не на русских зрителей, но словно намеренно на получение американских грантов.

Стеблюк не может не нравиться. Двойное отрицание – как заноза. Вычленишь эпизоды постановок, вырвешь ее – и полетит канва. Отчего достигается хорошее настроение в «Сердечных тайнах» - не из прямого шутовства, «красных труселей», в которых бегает юный любовничек, не от шума же сливного бачка в сортире… Атмосфера тут, понимаете ли, чеховская – от «Трех сестер». Занудства ни на йоту!!!

Вот и в «Чайке» Стеблюк, напрочь отказавшийся на этот раз от общения с нашими журналистами, кажется попытался выстроить свой взгляд на мир творческих людей – артистов. Вот, быть может, отчего у Стеблюка тушка чайки – огромная и нелепая – вроде альбатроса в размахе крыльев. Да и гадкая… Прикиньте - юной девице – эдакой «цирлих манирлих» с задатками актрисули, погруженной в грезы и сидящей на лавочке внезапно швыряется на колени огромное волосатое… Визгу то! Все это – авторское видение Стеблюка. Мило было бы скоротать свободный зимний вечерок в драмтеатре на «Чайке» - нет в премьере занудства, Стеблюк держит фон пьесы, действие - пусть и чеховское – становится действием для пришедших именно на данный спектакль, работает концепция «здесь и сейчас». Причем – опять не перестану оговариваться, описываться – без натуги. «Но без напряженья, без напряженья» - ласково так пел в девяностые Гребенщиков. «Приятно, все ж таки, что нас тут уважают», - гораздо раньше пел Высоцкий.

Что до пения: так и крутится мотивчик, спетый Мариной Капура у Сергея Курехина «Какое это дерево? Вяззз… Отчего оно такое? Уже вечер. Темнеют все предметы. Не уезжайте рано. Умоляю вас.» И в финале: «Нельзя». Как гениально просто звучит это «нельзя». Поэтика Чехова раскрыта гением Курехина. Давно нет на свете Чехова, Курехина… А искусство их живет. Теперь зажило на сцене Слоновской академдрамы искусство Стеблюка. Милое, нежное, удачно положенное на замечательных артистов. Просто перечислю их: Игорь Баголей – Тригорин, Виктор Мамонов – Дорн, Эльвира Данилина – Аркадина, Зоя Юдина – заречная и т.д. Идите – смотрите, чуствуйте. Каков Кудинов! Вот позвольте: чеховской даме сорок три. Она задирает платье, сидя на скамье с приятнейшим мужчиной, открывая ляжки чуть ли не до нижнего белья - и что? Разве это не здоровый юмор? Если нет – тогда я не знаю: на каком языке и общаться с виртуальными собеседниками по этой статье… Судите здраво: у делающей это актрисы Данилиной изумительные формы тела. Ногами ее можно любоваться хоть с дальних рядов, хоть с балкончика. Сколько – сколько было в массе своей зрителям театра АТХ? То-то же: где-то восемнадцать – двадцать. То есть сейчас они ровесники героини Данилиной. Вот! И дети их, уверен, будут сейчас с удовольствием смотреть «Чайку», и нынешние сорока – сорокапятилетние порадуются на игру артиста драмы, а в прошлом – звезды АТХ Кудинова, играющего Сорина.

Григорий Аредаков некоторое время назад прочувственно оговорился на традиционной встрече с журналистами перед началом сезона, что Табакова к нам в театр лучше не пускать – забирает артистов… Естественно: наши зарплаты не чета столичным. Но ведь артисты наши – прекрасны. Чего так звездит Женя Миронов? Ну, допустим, он один из ныне самых богатых и востребованных в России. Но – посмотрите игру Кудинова…

Что – хуже что ли? Пусть кто-то едет в Столицу, кто – за рубеж, а мы посмотрим нашу «Чайку» со звездным саратовским составом. И пусть игрой наших восхитится мир: хоть в дивиди-записях, хоть живьем – на фестивалях и гастролях. Постановка Стеблюка вышла на загляденье. Так идите: это вполне доступно и удобно.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
171