Телефоны для связи
Статьи
Творческая вершина Шугурова и его театра
28 ноября 2010, 18:30

В театре кукол «Теремок» 13 ноября состоялась премьера спектакля классика мировой культуры Карло Гоцци «Король Олень». Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России, главный режиссер театра кукол «Теремок» Геннадий Шугуров. Художник-постановщик – Михаил Гаврюшов.

В театре давно нет собственного главного художника, и Шугуров приглашает для постановок то питерку Татьяну Старикову, то местного художника-авангардиста и фотографа Гаврюшова. Гаврюшов отметился авангардным изобразительным искусством в группе «Желтая гора», картинами, изображающими в монохромной гамме практически барельефных страховидных рыбин, «Собора Парижской Богоматери», «Клинча», «Строителя Сольнеса», «Много шума из ничего» в Киселевском ТЮЗе, «Сна в летнюю ночь» и «Дон Жуана» в «Теремке», «Зимы под столом» в муниципальной «Версии».

Как фотограф Гаврюшов демонстрировал в Боголюбовском СХУ на акции французской неправительственной организации «Аметист интернасьональ» серию фотографий с обнаженной поэтессой Алисой Орловой на стуле, частично декорированной медицинскими бинтами.

Жесткая механистичность гаврюшовских разработок в нынешней премьере минимализирована и проявляется разве что в бутафорских шестернях сбоку огромного куба, несущего функуциональную основу собственно кукольной составляющей спектакля. Представляется, что «коньком» гаврюшовской сценографии является один доминирующий объект, непременно катающийся от глубины сцены в динамичном ритме. То это гроб на колесиках, то стол (как в «Зиме под столом»), то медицинское кресло, преображенное в трон шекспировского Оберона. И всё-таки – это именно спектакль Шугурова.

Геннадий Шугуров старается привить публике театра кукол эстетическое видение. Ученик выдающегося мастера сцены Валерия Вальховского, автора гениального спектакля «Брысь!», он насыщает репертуар спектаклями для взрослых. Таковы «Стеклянный зверинец», вышеперечисленные теремковские постановки и вершина его таланта – «Новый Пиноккио». В первом акте премьеры в центре мистериального куба динамично возникает белая куколка-хохотунчик. Дважды показавшись лишь на несколько секунд, она, символизируя сказочного оракула, уходит в зрительское подсознание. Это уже – сверхзадача Шугурова: сделать куклу, игру с ней такими, чтобы они вошли в подсознание, чтобы пласты увиденного считывались потом в процессе жизненного припоминания.

Центром актерского ансамбля является Чиголотти (площадной рассказчик) в исполнении педагога театрального факультета Собиновской консерватории Алексея Грызунова. Одутловатая личина, клоунская мимика, развинченная, шарнирная жестикуляция превосходно сочетается в этом типаже с грушевидным облачением и клоунской же шляпой-котелком. Грызуновские глаза буквально лучатся, осыпая зал лукавыми искорками-блёстками. Особенно удалась ему мизансцена с выпуском из клетки виртуального попугая. Вершину мастерства продемонстрировала и актриса Василиса Вершинина в роли дочери Панталоне Анджелы. Её теневые проекции в подсвеченном экране мистериального куба – просто верх сюрреализма!
Уморительны гримасы Дмитрия Ковди, сыгравшего сына Панталоне Леандро. Это – смелая пародия на «приголубленных» звездулек шоу-бизнеса. Дочь интригана и мерзавца Тартальи (актёр Антон Черепанов) Клариче в исполнении Наталии Суматохиной, несмотря на кажущуюся центральность, воспринимается камерно, интимно. Этому с самого начала способствует мизансцена пантомимы с воздушным шариком (кстати, также своим ярким цветовым пятном уходящим в подсознание). А вот Труффальдино Ивана Подмогильного просто классичен. Это к тому, что классическая комедия масок, театр «Дель арте» решается в нынешней очень деликатно, с отсылом к мировому культурному наследию. Поэтому акцентировка в «Короле Олене», смещаясь с отсматриваемого, видимого в актерской игре и костюмах, делается на творческом подходе именно Шугурова.

Кажущаяся суматошность массовых сцен, раздрызг в диалогах, монологах и пантомиме способствует кукольности восприятия не менее, чем педалируемые, намеренные «шарнирные» сценические движения актерского состава. В сочетании этого интеллектуального изыска с намеренной простотой кукольных теневых образов медведя, оленя и трёх охотников – мастерство, мудрость Шугурова. Втянувшись в действие, зрители могут несколько разочароваться финалом, столь же динамичным, как и пролог, посетовав на «скомканность». Сверхзадача Шугурова всё же реализуется на все сто! Сказочность потрясающего спектакля не должна становиться оглупляющее-паточной, слащавой. Шугурова могут не понять простецы и даже маститые театралы – из-за финала. Но по недолгому прошествию времени становится понятно: мастер имеет право построить спектакль именно так, донести свои мысли о мире через архаичную форму пьесы Гоцци. Смотреть во всяком случае просто необходимо. Есть неслабая интрига, блестящая игра. Крутой спектакль для подростков, для взрослых! Пусть «Король Олень» долго не сходит со сцены!

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
268