Всему миру прекрасно известно имя абсурдистского эссеиста и драматурга Фернандо Аррабаля. Оно стоит в одном ряду с Ионеску и Хармсом. В Саратове Ионеску идет сейчас в киселевском ТЮЗе, Хармса ставили театры «Теремок» и АТХ. А вот приоритет Аррабаля десятилетие как закреплен за самодеятельным театром из Дворца культуры «Россия». Театр называется претенциозно НДТ «Свободный театр».
Возглавляли театральное дело в «России» в разные годы Валерий Ганский, у которого играла, в частности, журналистка Ирина Крайнова и методист областного Центра народного творчества Наталья Иванова.
Теперь ряд лет театральный коллектив самодеятельности возглавляет выросшая в стенах народного драматического «Свободного театра» ее дочь Ия Воробьева. Вообще – вся семья Ивановых – театральная: ведь и отец Ии играет в том же коллективе.
Итак, десятилетие назад театром была поставлена абсурдистская вещь. Некая перестроечная злободневность, а особенно – накал страстей вокруг российской армии и ее модернизации привели к тому, что постановка получила ряд наград на самодеятельных же фестивалях.
Сюжет пьесы (судя по постановке Ивановой и Воробьевой) – как водится, абсурден. На сцене вначале ничего не происходит. Вообще. Камуфляжная сеть, что-то невнятное в смысле декораций и полная темнота. Зрители погружаются во тьму. Звучит авторский текст, как бы вводящий в будущее действо.
Действо минималистично. Двумя главными героями выступают, как в цирке клоуны Бим и Бом, двое солдат Сапо и Сэпо. К Сапо, обряженному в бриджи и имеющему весьма клоунски-несерьезный вид при наличии грозного автомата и плащ-палатки, на позицию приезжают родители – супружеская чета сеньоров Тепан. Вначале Сапо клоунскими спицами, похожими на бильярдные кии, вяжет свитер. Но вот он рад: с родителями устраивает прямо на своем боевом посту веселый пикничок. Пьеса Аррабаля называется «Пикник на лоне природы». Хотя природы нет. Нет и многих логических связей. Абсурдизм, однако! Вот и в Саратове пьесу восстановили сейчас с десятилетним же названием «Пикник». И все.
Следуют глуповато-занудные слюнявые объяснения взятого в плен семейством Тепанов солдата вражеской армии Сэпо про цветочки, которые он давно уже делает на войне из тряпочек. Раньше он посылал их невесте, да только та заполнила ими уже всю оранжерею и даже подвал. И вот теперь он делает цветочки на могилки убитых на этой войне.
Появляются и два антиклоуна. Это санитары. В финале раздухарившиеся человечки – образчики пацифизма - так увлекаются пикником после рацеи сеньоры Тепан про то, что все солдаты должны сложить оружие и разойтись по домам, а доспехи оставить генералам и капралам, что просто не замечают налета.
В сказочке все кончается очень плохо: все человечки гибнут под бомбами. На сцену вступают радостные санитары. Все. Занавес из той же камуфляжной сетки.
Сапо комично сыграл старожил театрального коллектива Виталий Белоусов. Ему удаются подобные абсурдистские образы. То он – Гамлет в Томе Стоппарде «Гамлет на четверть часа», то безумный Хармс в спектакле по мемуарам о нашем отечественном абсурдисте и его произведениям. Сэпо сыграл Дмитрий Воробьев. Супругов Тепан сыграли Софья Колобова и Степан Зюбин.
Очень интересно исполнил роль высокого и худого санитара Павел Миронов. Он словно сыграл образ Смерти в белом балахоне. Другого санитара – маленького и забавного - сыграл Александр Пеганов. Вершители судеб раненых и посмертной участи убитых, санитары напоминали двух полицейских из западных гангстерских фильмов – доброго и злого. Но блестящая игра Миронова поставила его образ выше зла, выше христианской трактовки. Пьеса при том, что она абсурдистская по форме и пацифистская по сути, еще и напрочь лишена аллюзий европейского западного христианства. Аррабаль много рассуждал о человеке паническом, о состоянии паники в душе как норме.
Песенка Боба Гребенщикова – саибабиста и российского гуру от рок-н-ролла - добавляет не просто абсурдизма, но дебилизма. Ну, реет черный истребитель, ну – весь в парче, в жемчугах… Искусство «Свободного театра» замысловато. И это – при кажущейся простоте. Оно – как черный ящик, камера обскура, ящик Пандоры. Только что передали по радио, что в Судане дамочек, щеголявших в штанах в обтяжку, подвергли порке. У нас – демократичкеское общество. Но, боюсь, что в местах с мусульманской доминантой такой бы спектакль просто не прошел. У нас и православная вера, и власти, и руководство ДК, как видится, – лояльны. Клоунада да и только!