В начале этой недели «Независимая газета» обнародовала ставшую известную ей информацию о предстоящей отставке четырех глав субъектов. По мнению источников издания, отставки ожидаются уже осенью - «в начале нового политического сезона». В числе регионов, в которых возможна смена руководителя, эксперты издания упомянули Башкортостан и Саратовскую область. Рахимов в последние месяцы позволил себе выступить с критикой ситуации в стране, Ипатова вспомнили в связи с небольшим информационным скандалом, участником которого стало саратовское областное правительство и совладелец завода «Химформ» Анатолий Лейрих, обвинивший региональную власть в принуждении фальсифицировать данные о сокращении рабочих и невыплаты зарплат под угрозой милицейских и налоговых проверок.
Сюжет с предстоящими отставками весьма интересен. С помощью инсайдерской информации запушен процесс оценки прочности региональных режимов. Очевидно, не только в Саратовской области эксперты задаются вопросом о будущем долголетии главы региона. Оценка поднявшейся на местах информационной волны позволит федеральной власти получить относительно объективную картину. Усиление критики главы субъекта является следствием слабости руководителя, что и повышает его шансы на уход. Поиск кандидатур на отставку планируется осуществлять по критериям, которые определил ранее президент Дмитрий Медведев: уровень безработицы и задержка зарплат. Хотя эти показатели условны, так как имеется официально утвержденный список.
15 апреля 2009 года Правительство РФ опубликовало на своем сайте перечень дополнительных критериев оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов. Перечень показателей был расширен почти до 300. Они дробятся на девять сфер – от экономической ситуации до безопасности граждан. Самый опасный для региональных лидеров пункт – об оценке населением их работы. Однако следует признать, что вне зависимости от существующих оценочных списков сам процесс определяется заказчиком, что и влияет на результат.
Есть ли у Ипатова шансы попасть в список аутсайдеров – и да, и нет. Если оценивать его работу по экономическим показателям, то ситуация в регионе понятна и стабильна. Уровень безработицы ниже, чем в целом по стране, с руководителями, не выплачивающими зарплату, борются, бюджет приводят в соответствие с реалиями и наконец-то подготовили вариант секвестра, при этом социальные статьи режут в минимальной степени. Оптимизм в оценках присутствует, но как же без него.
Однако экономическая стабильность не проецируется на общественно-политическую сферу. Конфликтность отношений в области усиливается, и это подрывает положение главы субъекта. Власть Ипатова в регионе номинальна по многим направлениям. О силовиках и федералах в целом говорить не будем. Не для того они работают, чтобы оглядываться на главу региона. Власть над муниципальными руководителями сильной не назвать. Конфликт двух глав - губернии и Саратова – далеко не новость. Он публичен, и хозяин здания на Московской, 72 выглядит в этом конфликте явно не сильной стороной. Кого из муниципалов Павел Леонидович может записать в свой актив? Единицы.
Отношения Ипатова с бизнесом обострены до предела. Сначала с публичной критикой выступили промышленники – достаточно вспомнить зимнюю коллегию минпрома, интервью директоров крупнейших предприятий, затем пошли в атаку строители. Свою борьбу за объемы и поддержку отрасли они только начали. На кого может опереться Ипатов? Мелкий и средний бизнес - это даже не смешно. На сельхозпроизводителей? Еще маловероятней. Он для них чужой. С общенациональным бизнесом у нас туго.
Дружба губернатора с партиями и разнообразной общественностью не заладилась с самого начала. Временами их отношения кажутся рабочими, но только кажутся. Ответственные чиновники многое сделали для того, чтобы они были весьма напряженными. По этой же причине не будем говорить и об облдуме. Депутаты у нас с губернатором говорят на равных. А иногда и с явным превосходством.
Самый больной вопрос для Ипатова – любовь народа. С ней, по данным различных соцслужб, совсем плохо. У Павла Леонидовича другие цифры - он верит своим социологам, но кто этих придворных счетоводов будет слушать в Кремле? Боюсь, никто. Пока народ не любит губернатора мирно, но корректировки могут заставить людей выйти на улицы. Шанс развития негативного сценария высок. В этом случае Москва не будет разбираться, кто не дал денег, потому что за ситуацию в регионе отвечает губернатор, а областной центр – часть области. И вот тогда Ипатову припомнят все – и строительство «народного» рынка в Юбилейном за весьма ненародную сумму, и стремление подкорректировать статистику, и аффилированный бизнес и семейное состояние.
Другой немаловажной причиной, осложняющей судьбу губернатора, является его информационная политика, а точнее, её отсутствие. Тема уже давно стала заезженной, а что толку? Вспомните ситуацию с тем же Лейрихом. Основания для его критики действительно есть. Ситуация с «Химформом» прекрасно вписывалась в общефедеральный информационный тренд. А какой итог? Лейрих стал обличителем региональных чиновников – очковтирателей, и уже никто не спросит, а что действительно происходит на предприятии. Прекрасный федеральный информационный повод упущен региональной властью. Региональные информационные потуги губернаторской команды тоже весьма малопродуктивны.
В итоге - печальная картина. Ипатов предстает явно слабым звеном, не любимым ни народом, ни элитой, с трудом управляющим губернией, не видящим разгорающихся конфликтов. Такой губернатор весьма привлекателен для показательной отставки.