Фондовый рынок в прежние, докризисные времена позволял получать прибыль и на росте индексов, и на их падении. После начала резкого снижения во второй половине 2008 года на рынок были наложены регулятором определенные ограничения, препятствующие дальнейшему необоснованному падению индексов – были запрещены необеспеченные короткие продажи («шорты»). И вот запрет снят.
На этой неделе введенный осенью 2008 года запрет на необеспеченные продажи снят. Первым результатом явилось снижение рынка: индекс РТС за первые три дня потерял около 7%. Впрочем, у новых правил есть и множество сторонников, настроенных вполне оптимистично. Ведь инвесторы снова получили возможность использовать маржинальное кредитование в полном объеме – то есть получать прибыль и на росте, и на падении бумаг, с определенными ограничениями.
Согласно Приказу ФСФР России, сделка продажи ценных бумаг может пройти по цене не ниже 3% от цены закрытия по данной бумаге за предыдущий рабочий день. Кроме того, максимально допустимый уровень маржи для квалифицированных инвесторов теперь снова составляет 15%, а для неквалифицированных — 25% (квалифицированный инвестор - это лицо, работающее на фондовом рынке не менее шести месяцев, совершившее хотя бы одну маржинальную сделку в квартал, и размер собственных средств которого не менее 600 тыс. рублей).
Кстати сказать, в мире практика регулирования коротких сделок имеет более чем 70-летнюю историю в США, и сегодня действует во многих странах Европы. В Великобритании и Германии запрет на короткие продажи (short-selling) действует с сентября 2009 года (введен после краха Lehman Brothers). В Соединенных Штатах uptick rule, действовавшее с 1938 года, было отменено в июле 2007 года, но его возврат активно обсуждается с февраля 2008 года. На этом фоне снятие запрета на короткие продажи в России выглядит смелым, но вполне обоснованным шагом.
Очевидно, новая мера финансового регулятора России будет иметь долгосрочный эффект.
Во-первых, финансовый: снятие запрета на короткие позиции, скорее всего, повысит объемы торгов за счет маржинальных операций и вернет ликвидность в «голубые фишки», которые являются обеспечением для таких сделок.
Во-вторых, стратегический: необеспеченные продажи позволят получить прибыль на снижении рынка, а повышенные плечи могут обеспечить дополнительный доход на росте. Инвесторы, которые переходили на срочный рынок, когда шорты здесь были запрещены, теперь могут вернуть капиталы в ценные бумаги.
В-третьих, психологический: с «возвращением» коротких позиций рынок стал более гармоничным, что является положительным сигналом для инвесторов, которые были не готовы в условиях ограниченных возможностей рисковать крупным капиталом.
«Усиление «зарегулированности» рынка снижает риск резких колебаний рыночных цен и уменьшает вероятность возникновения убытка в случае неудачной сделки», – отмечают в «АТОНе».
В новых условиях наиболее очевидным сценарием для рынка станет первоначальная коррекция и последующий активный рост. Возвращение прежнего инструментария повлечет и прежние риски — в первую очередь, вероятное снижение уровня маржи в условиях падения индексов для длинных позиций и в случае роста для коротких.