Борьба с коррупцией набирает обороты. Одним из главных методов противодействия злоупотреблению служебным положением и взяточничеству в последнее время считается отчёт о доходах. Пакет антикоррупционных документов, обязывающих государственных чиновников отчитываться, был подписан в декабре прошлого года. После этого Президент России Дмитрий Медведев подал пример и представил отчёт о доходах своей семьи, включая несовершеннолетнего сына.
В Саратовской области из крупных чиновников примеру первого лица страны последовали только губернатор Павел Ипатов и министр строительства и ЖКХ Дмитрий Федотов. Остальные пока не спешат включаться в антикоррупционную борьбу.
Не так давно был подписан ещё ряд указов, где перечислены лица, обязанные предоставлять сведения о доходах. Кроме высших чиновников, в него вошли руководители силовых структур: МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, наркоконтроля ФМС, ФСИН, прокуратуры, следственного комитета и других.
Теперь дошла очередь и до рядовых милиционеров. Со следующего года представлять отчёты о собственных доходах и членов семей обяжут сотрудников внутренних дел.
Сведения будут являться конфиденциальными, если не отнесены к государственной тайне. В то же время они могут быть опубликованы в средствах массовой информации в порядке, установленном законом, сообщил начальник Департамента кадрового обеспечения МВД России генерал-лейтенант милиции Владимир Кикоть в интервью «Интерфаксу». Достоверность информации будет проверяться уполномоченными представителями министерства внутренних дел.
Отказ от предоставления сведений о доходах служит основанием для увольнения сотрудника милиции или применения к нему мер юридической ответственности. Такие же требования применяются к кандидатам на службу в органы внутренних дел.
Будет ли этот закон касаться всех сотрудников милиции поголовно или ограничится высшими чинами, пока неизвестно. Перечень должностей, попадающих под его действие, в настоящее время только разрабатывается.
В то же время большинство людей сталкивается с взяточничеством в милиции именно на уровне рядовых сотрудников, и большинство претензий, как правило, относится к деятельности ГИБДД.
Руководитель ГИБДД по Саратовской области Павел Рогов, впрочем, считает, что милиционерам отчитываться особо не в чем: «У него одна зарплата, которую ему платит государство». Но, с другой стороны, «почему бы и не отчитаться?», так как «сотрудниками милиции нечего скрывать». Такая гражданская позиция, по мнению начальника региональной автоинспекции, должна быть у каждого. Что касается доходов членов семьи, то служебные проверки в отношении родственников происходят постоянно, сообщил он.
Павел Рогов отметил, что ему публично отчитываться особо не в чем. Он сослался на то, что его супруга – школьная учительница, а сам он получает фиксированную зарплату.
Председатель саратовского правозащитного центра «Солидарность» Александр Никитин считает, что предоставление сведений о доходах сотрудниками милиции будет способствовать борьбе с коррупцией. «У взяточников могут возникнуть очень большие проблемы с укрывательством имущества», - подчеркнул он. Связано это с тем, что им придётся оформлять его на посторонних лиц, у которых вполне может возникнуть соблазн имущество присвоить. «Украсть дубинку у вора весьма приятно», - заявил Александр Никитин.
Отчитываться должны все сотрудники милиции, включая низшие чины, то есть «все те, кто получает хоть какую-то власть над другими людьми», - заявил правозащитник. Он также отметил, что «если к нам придёт человек и сообщит, что у кого-то есть, к примеру, незадекларированная яхта, то мы обязательно проверим информацию».
Возникает вопрос, кто будет проверять все отчёты. По словам главы Счётной палаты России Сергея Степашина, госслужащие будут подконтрольны налоговым органам и правоохранительным структурам, вплоть до ФСБ. Однако тотального доносительства возникнуть не должно. В первом варианте антикоррупционных документов предусматривалось, что чиновники должны будут сообщать о фактах коррупции. В дальнейшем эту меру убрали.