17 февраля 2009 г. председатель Саратовского облсуда Александр Галкин подал в Высшую квалификационную коллегию судей заявление об отставке, которое было вскоре удовлетворено. Примеру начальника последовала Римма Волосатых, успевшая несколько дней поисполнять обязанности председателя облсуда. Галкин возглавлял областной суд с 1987 года. Два года назад его полномочия были продлены до 2013 года, что обеспечивало почет и достойную старость. Однако все пошло по иному сценарию.
Александр Иванович уходил тяжело. Последний год его работы в должности сопровождался постоянной критикой и разоблачениями. Его обвиняли в том, что саратовский суд далеко не беспристрастен, а на решения влияет ангажированность Галкина и политическая конъюнктура. Ему досталось за дружеские отношения с одиозными представителями отдельных бизнес-группировок, почитателями древней истории. Журналисты подозревали наличие прочных неформальных связей между руководством облсуда и коллегией адвокатов "Лема". Галкину припомнили все: и суровые приговоры в отношении журналистов, и ДТП многолетней давности, и судебные ошибки. Каждая публикация звучала как приговор в профнепригодности.
Отставка Галкина была воспринята по-разному. Значительной частью журналистского корпуса - с ликованием, поскольку она продемонстрировала силу слова и возможности мастеров пера влиять на региональный процесс, аффилированными бизнесменами - с нескрываемой печалью. Сам же Александр Иванович попытался представить свой уход как попытку «оградить возглавляемую им систему правосудия в регионе от необоснованных и клеветнических нападок со стороны отдельных средств массовой информации». Красивый шаг, но немного смешной.
Эмоции от произошедшего уже улеглись, да и тема потеряла актуальность. О кандидатах на должность председателя областного суда практически не говорят, а зря. Уход Галкина обострил проблему состояния саратовской судебной системы, но отнюдь не решил её. То, что суд в глазах саратовцев все стремительней терял право называться судом, – факт бесспорный. По данным социологов, более 70% жителей региона отказывают ему в доверии. Саратовская судебная система нуждается в качественном обновлении, признаков которого пока не видно.
Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от будущего руководителя облсуда, который должен быть назначен не позднее осени. Заинтересованных в назначении своего человека много: и губернатор Ипатов, у которого пока есть возможность обозначить и защитить свой интерес в структуре силовиков, сами силовики и бизнес – тот, который был приближен к судебному двору, и тот, который бы очень хотел таковым стать.
В федеральных СМИ появились уже публикации, касающиеся лакомой вакансии. В частности, сайт компромат. Ру опубликовал статью «Кто претендует на то, чтобы возглавить Саратовский областной суд» (http://www.compromat.ru/page_27692.htm). «В СМИ неоднократно упоминались тесные связи бывшего саратовского областного прокурора с ОПГ «парковские». … Уход Галкина и его первого зама с занимаемых в облсуде постов стали для «парковских» настоящий трагедией. Как стало известно из достоверных источников, в ближайшее время Верховный Суд и Высшая квалификационная комиссия будут подвергнуты атаке парковских, чтобы протащить на нужные посты своих людей», − сообщает Интернет-портал.
Далее компромат.ру достаточно подробно рассказывает, кто же такие «парковские» ребята сегодня.
«Среди лидеров группировки Хохол, Гусь, Флинт, Лысый. Роли в группировке четко распределены – кто-то в политике, кто-то в бизнесе, а кто-то отрабатывает отношения с правоохранительными структурами.
Лысый – Михаил Лысенко сегодня является главой г.Энгельса… Одно время он «продавливался» группировкой на пост губернатора области до назначения на эту должность нынешнего главы региона Павла Ипатова. Однако запятнанная репутация Лысенко стала для этого препятствием… Активизация Лысенко в вопросе преемников Галкина вызвана тем, что он претендует на кресло губернатора в следующем цикле. И для этого ему, как никогда, нужна своя кандидатура председателя суда.
По связям с криминалом у «парковских» Гусев по кличке Гусь.
«Флинт» – Леонид Фейтлихер - специализируется на взаимодействии со СМИ. Самого его саратовская пресса называет олигархом с неоднозначной репутацией.
«Хохол» – Сергей Рябченко отвечает за связи с силовыми структурами. Он - владелец Сенного рынка, живет по соседству с Галкиным, они часто проводят свободное время вместе. Из его «достижений» стоит упомянуть – дружеские связи с председателем областного суда, полезные знакомства в Верховном суде».
Издание сообщает, что «по слухам, на должность председателя Саратовского облсуда сейчас претендует Федор Телегин. А кресло первого заместителя планирует занять Владимир Матросов. И один, и другой долгое время проработали в заместителях у Александра Галкина… по решению проблемы преемников Галкина и Волосатых, заниматься ею было поручено Сергею Рябченко по кличке Хохол. Кстати, по слухам, и сам Галкин обещал Телегину и Матросову, что их вопрос будет решен, но им будет заниматься Хохол».
Как предполагают знающие люди, у Хохла установились доверительные отношения с одним из руководителей судебного департамента Верховного суда «Ш», имеющим возможности открывать дверь к председателю Верховного суда в любое время. Кстати, поговаривают, что именно через него Хохол некогда продлил Галкину срок полномочий, несмотря на то что председатель ВС был критически настроен к кандидатуре Галкина. Своими связями с «Ш» Хохол бравировал в криминальной среде. Однако известно также, что после отставки Галкина эти отношения стали менее теплыми. Но ради решения нынешней проблемы Хохол обещал сделать все, чтобы их возобновить в прежнем формате…
На решение задачи также «мобилизован» член Совета Федерации от Карачаево-Черкессии «А», который имеет доверительные (поговаривают даже, что родственные) связи с Президентом республики Эбзеевым. Эбзеев, в прошлом член Конституционного суда, до сих пор сохранил контакты с членами Верховного суда, а значит, обладает необходимым ресурсом для решения вопроса. Что касается «А» - он заканчивал Саратовский юридический институт. Находится в близких отношениях с Хохлом. Источники вспоминают, что Хохол помог ему в свое время выкарабкаться из очень щекотливой ситуации… В Высшей квалификационной комиссии влияние на решение вопроса о кандидатах должен оказывать заместитель председателя ВККС Федор Андреевич Григорьев. Небезынтересно, что Григорьев имеет близкие отношения с Хохлом и «А», часто бывает у них».
Итак, наибольшую активность вокруг назначения на должность председателя облсуда сейчас проявляют представители сомнительного бизнеса, знающие все ходы и выходы в здании облсуда. Их интерес понятен. Они заинтересованы в том, чтобы от перемены мест слагаемых сумма не менялась и новый судья работал в определенном фарватере, помогая решать их проблемы. Их устроит назначение большинства из местных саратовских судей, с которыми установились прочные отношения. Реализация задуманного позволит вернуть былое влияние на экономический и политический процесс в регионе. Вот только нужно ли это области и самой судебной системе? Долгосидение Александра Галкина, к сожалению, привело к созданию системы прочных неформальных связей, которые подчас обременяли правосудие. Возобновление этих связей, но в другом формате усугубит ситуацию, а по сути, будет способствовать приватизации судебной системы в интересах отдельных лиц. Слишком много в этих условиях будет зависеть от субъективного фактора - личности главного судьи и его амбициях.
Саратовский регион с точки зрения управленческой практики необычайно непрозрачен и, если так можно выразиться, - тяжелый. Нормы публичного управления у нас не действуют - многое завязано на неформальных договоренностях и практиках. Любую проблему легче решить втихаря, чем публично через структуры, которые эти самые проблемы должны решать. Сложившаяся управленческая модель уже давно является тормозом развития региона. Её разрушение будет способствовать оздоровлению всей системы отношений. Разрушить её изнутри невозможно. Нет таких инструментов, которые позволили бы достичь этой цели. Вспомните губернатора Ипатова, обещавшего в первые месяцы работы прозрачность и равноудаленность всех и во всем. И что сегодня? Выходом из сложившейся ситуации может быть только назначение на ключевые должности людей из других регионов. Отсутствие связей с местной элитой позволяет быть равноудаленным. К слову сказать, эта практика давно стала нормой для федеральной власти. Большая часть новых губернаторов пришла из других регионов, периодическая смена силовиков и их перемещение из региона в регион способствуют повышению эффективности работы. В нашей области за последние годы пантеон силовиков сменился полностью, и все назначенцы пришли из других регионов. Необоснованно заявлять, что это панацея, но вполне возможный выход. Свежий взгляд позволяет по-иному посмотреть на все происходящее в округе.
В сложившихся условиях вызывает недоумении позиция губернатора Ипатова. Активность в борьбе за оздоровление саратовской судебной системы сошла на нет: то ли от успокоения, то ли от головокружения от успехов. Как бы не пришлось через некоторое время вновь трубить в горн.