Благодатная литературная стезя – смакование острых переживаний детства и юности. Тем, кому близка родная и великая русская литература, приятно погрузиться в красиво, со смаком выполненные тексты нынешнего главного редактора саратовского журнала «Общественное мнение» Алексея Колобродова.
По прочтении их у меня перво-наперво всплыл незабвенный образ почтальона Светы Бочкаревой, обслуживавшей наш участок и любившей общаться с интеллигенцией. Любовь эта была бескорыстной и лучезарной. Так, Света гордилась знакомством с прозаиком и драматургом Алексеем Слаповским, журналисткой газеты «Коммунист» Розалией Озерной. Жаргонизмы, изрекаемые бесхитростной женщиной, были иной раз любопытны. Любила она повторять даже не к месту слово «вкусняка».
Колобродовым выпущена книга «Алюминиевый Голливуд», про которую столь же брутально можно воскликнуть: «Вкусняка!». Сам уважаемый автор в завершении ее поставил такой текст: «Подарочное издание состоялось по инициативе Ильи Глейзера, Алексея Голицына, Дениса Есипова, Антона Комарова, Максима Орлова, Максима Фатеева, Светланы Федоровой». Привлекательно в отношении к книге в скромном мягком переплете при тысячном тираже определение «подарочное издание», что, в отличие от роскошных альбомов с суперобложками и мелованной бумагой, подразумевает, видимо, вдохновенное желание автора одарить своей прозой дружеский круг читателей. Перечисленные же инициаторы издания – все люди добрые.
Таким образом, издав книгу, господин Колобродов совершил некий акционизм, а применительно к характеристике одного персонажа одного из рассказов - «Военная тайна и привкус полыни», как представилось Альтер-эго автора, – и гражданский общественный подвиг.
Вот как автор описывает своего героя – простого советского тинейджера: «Но главное банально – Славик умел найти подход к каждому пацану: от начинающего окраинного авторитета до пассивного созерцателя вроде меня. Я был маленьким Маниловым, предельно ленивым и не в дело задумчивым, даже читать мне казалось в лом. Как по схожему поводу сказал Довлатов, «мне нравилось кино и безделье». Данный текст полностью соотносится по настроению с преамбулой «Алюминиевого Голливуда», начинающейся словами: «Если бы не мои дорогие друзья, этой книги бы не было».
Далее идет рефлексия о прожитом и напечатанном в журналах «Мэд-Хауз Мэгэзин, «Урале», «Волге» и «Общественном мнении». Факт подарочности, внешней, видимой, так сказать, вкусняки определен в лениво высказанном, что, дескать, дорогие друзья разрешили автора от затянувшегося творческого бремени и купировали старый психологический комплекс.
Самый же смак, осязаемая при чтении вкусняка, заключается, на мой дотошный взгляд, в россыпи в текстовом материале, весьма различном по внутрижанровым прозаическим градациям, отсылов к опять-таки великой русской и мировой классике. Нигде не мелькнул всемирно известный и «объэкраненный» Чарльз Буковски, хотя аналогия с его текстами напрашивается сама собой, тем более что просто вот знаю, что господин Колобродов искренне симпатизирует сему корифею.
Другое дело – обыгранный в рассказе «Были звери» (из цикла «Стариковская проза») мировой классик Генри Миллер с его многочисленными «Нексусами». «А одна макака в Америке даже наукой баловалась, военным делом и разложением атомных физиков, между прочим, цитируя вслух места из классического труда Гэ Милляра «Трупик Рака», тезки того, кто Баб Ягу в гостях у сказки играл. В президенты нации мечтала пролезть, баллотировалась; Клинтон, однако, ее обошел, - расой не вышла». Жгуче напоминает это вопли «возбужденного старикашки Валентинова» из саратовской газеты «Земское обозрение», а также некие места из книги Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России». Но это – лишь сопоставления. Подобные тем, что могли возникнуть при чтении газетных текстов про «Голобредова» с «Клиновым» и «Кнутовым».
Про Советскую Армию в «Алюминиевом Голливуде» написано много милого и приятного, поднимающего патриотический дух. Ну, да бог с ним, с духом. Вернусь к классикам: это – Солженицын, вышепоименованный Довлатов, Евгений Попов, Твардовский, Бунин, Георгий Иванов и Высоцкий. Из чего можно извлечь выгоду студентам института филологии и журналистики СГУ в использовании колобродовских текстов для своих работ.
Из реальных российских руководителей названы Горбачев и Аяцков. Про Аяцкова написано в книге немало, впрочем, как и про Мирошина, Марона, Бойко, Шинчука, Бандорина. Интересно, что в подарочной книге «Алюминиевый Голливуд» увековечены саратовские деятели СМИ Абросимов и Чуйченко.
На странице 92 российской литературной новинки – «Алюминиевого Голливуда» написана афористичная фраза : «Эпоха – не всегда календарная данность».
Действительно, благодаря книге, теперь Чуйченко, Аяцков, Роман Эрастович Пипия и певица Алена Апина вполне стали литературными персонажами.