Прошедшее заседание областного правительства было и драматичным, и одновременно комичным. Драматичным – потому, что поднималось множество злободневных проблем области, грядущих в связи с наступившим кризисом. Забавно же звучали диалоги между губернатором и чиновниками, отвечающими за решение этих проблем, но со своими обязанностями, мягко говоря, не справляющимися. Высказывания губернатора в их адрес иначе как «стебом» и не назовешь.
Первым под «раздачу» попал начальник областного ГИБДД Павел Рогов. Он по бумажке рапортовал бодрый статистический доклад о мерах по обеспечению безопасности на дорогах.
Отмечалось даже, что Саратовская область занимает первое место в ПФО по низкому количеству ДТП – на 10 тысяч транспортных средств – всего 34,5.
Губернатор Павел Ипатов, не терпящий сухих статдокладов от членов правительства, постарался запастись терпением, но под конец не выдержал и попытался остановить Рогова. Однако тот все же дочитал доклад до корки, вплоть до слов в «шпаргалке»: «Доклад окончен, спасибо за внимание».
Ипатов поинтересовался, видимо, желая услышать живую речь Рогова, каков же вклад ГАИ в эту статистику. По словам Рогова, «весь личный состав выведен на улицу».
Губернатор согласился, что «ваши работники стали больше стоять на трассе и меньше прятаться в кустах. Но какова ваша роль в достижении дисциплинированности водителей?».
Как оказалось, залог дисциплины – «убедить, доказать – есть правила дорожного движения».
Ипатов снова попытался добиться конкретики: «Как это достигается?».
Наконец выяснилось, что только за этот год штрафов выписано на 90 млн рублей. Ипатов не выдержал и сказал за Рогова: «Людям не выгодно нарушать, потому что за это им грозит штраф. К порядку ведет экономическое принуждение. А убеждать – это неэффективно».
Далее он поинтересовался, почему большое количество легковых автомобилей имеет темные стекла. Далее общение можно передать лишь диалогом.
Рогов: «Отстает законодательное право. За месяц выписано 20 протоколов по 500 рублей».
Ипатов: «Значит, вам не хватает ручек и бумаги? Как часто можно штрафовать?».
Рогов: «Раз в день».
Ипатов: «Так почему же не штрафуете? Как проходит технический осмотр автомобилей с тонировкой?».
Рогов: «На осмотр ездят прозрачными».
В итоге в рекомендации по итогам заседания было решено прописать требование снимать затемняющие пленки со стекол автомобилей и усилить контроль за этим направлением.
Затем вышел представить дорожного надзора, который сообщил, что в области есть только два города, в которых ни одна дорожная перевозка пассажиров не организована на должном уровне, это – Балашов и, что бы вы думали? - Саратов. Причем особенно патовая ситуация сложилась именно в Саратове.
На этом этапе появился второй «подраздатчик». Глава региона заявил, что за это личную ответственность несет именно глава администрации Сомов, который свои обязанности, очевидно, воспринимает иначе, чем глава Энгельсского района, где все в порядке.
«Почему два года не проводился конкурс на пассажирские перевозки? Неужели у администрации нет желания заработать?» – такие вопросы были заданы Сомову. Ответ, повергший всех в изумление и смех, не заставил себя ждать: «Желание заработать было, есть и всегда будет».
При этом сити-менеджер заверил, что в 2009 году в транспортной сфере ситуация будет лучше, чем в 2008 году. Подобные заверения Ипатов счел неоправданными: «Я думаю, вы не совсем владеете ситуацией, но такие заверения делаете». Далее:
- На начальника транспортного управления Саратова заведено уголовное дело. Продолжает ли он исполнять свои обязанности?
- Да (как ни странно – прим. авт.).
- Почему?
- В настоящее время он берет отпуск, чтобы решить свои личные проблемы (видимо, Сомов догадался, что так быть не должно – прим. авт.).
Ипатов резюмировал беседу: «Констатирую, что Саратов и Балаково не обеспечивают безопасности перевозки пассажиров. По Саратову есть системные проблемы, они не решаются. Корни их вылезают в виде уголовных дел на начальника ТУ по подозрению в получении взятки, и он продолжает работать, а в отпуск уходит для решения личных проблем. Надеюсь, ситуация все же будет меняться к лучшему».
Далее вылезла вторая проблема. Область получила средства из фонда содействия реформированию ЖКХ и должна освоить эти деньги в текущем году, чтобы получить оставшиеся деньги в 2009 году до разрастания кризиса и потери возможности получить какие-либо средства ввиду их отсутствия в федеральном бюджете.
Три муниципальных образования вызывают тревогу: Пугачев – из 33 квартир не приобретено ни одной, Саратов – из 400 квартир приобретены только 236 и Саратовский район – из 11 квартир куплены две. Во всех трех аутсайдерах ни один человек не переселен, что недопустимо с учетом того, что деньги на переселение уже давно получены.
Пугачев «отличился» тем, что на свои 33 квартиры начал строить дом, который будет закончен только в апреле, и тем самым «подставил» всю область. Вопрос Ипатова: «Если знали, что не успеете, зачем взяли деньги?», - так и остался без ответа.
В итоге Пугачеву было решено добавить денег в бюджете – 16,5 млн рублей – чтобы закончить строительство в феврале.
Саратову было выделено 383,4 млн рублей, однако аукцион на приобретение жилья был проведен поздно, так как первый аукцион антимонопольной службой был признан незаконным. Оставшиеся средства в сумме 56,2 млн рублей будут освоены не раньше февраля.
Ипатов иронично поинтересовался у Сомова, видимо, намекая на незаконность первого аукциона, почему администрацию так не любит УФАС.
Резюмировал он тем, что в решение необходимо прописать, что Саратов должен освоить 400 млн до отчета федеральному центру, иначе город «не только накажет своих жителей, но и подложит очень крупную свинью всей области».
Ответ был весьма своеобразным: «Саратов достался мне по наследству, делаю, что могу». В итоге государственные чиновники разошлись в надежде, что муниципальные все же выполнят свои обязанности, причем в надлежащий срок, дабы благодаря равнодушию и некомпетентности отдельных представителей бюрократического аппарата без федеральных вливаний средств на ремонт и строительство жилья не остался весь регион.