Телефоны для связи
Статьи
«Снежная королева» в оперном
28 ноября 2010, 18:30

Саратовским академическим театром оперы и балета поставлен балет-сказка в 2-х действиях «Снежная королева». Премьера состоится 22 и 23 ноября. Создала балет современный композитор с Украины Жанна Колодуб. Либретто принадлежит саратовцу – заслуженному работнику культуры России Валерию Нестерову. Он руководит балетной труппой оперного театра и является в премьерном спектакле балетмейстером-постановщиком.

Художником-постановщиком стал также театральный оперный работник – главный художник театра, заслуженный художник России Сергей Болдырев. Искушенным в постановках масштабных балетов Нестеровым на этот раз создана иллюзия, что в рассчитанном на малышей спектакле большинство ролей играют дети. Таков уж габитус двух танцоров «Снежной королевы», исполняющих заглавные партии Герды и Кая Марии Одиноковой и Георгия Мигунова, что издали они – настоящие дети. В роли Кая есть и актер второго состава Алексей Михеев, тогда как Герду играет одна. Мигунову и Одиноковой по восемнадцать. Занятым же в массовке настоящим детям – от 12 до 14. Одинокова пришла в труппу именно в нынешнем сезоне, а Мигунов работает в театре с прошлого года, а вот заглавные роли они получили впервые в жизни.

Болдыревым прокомментированы «изюминки» сказки: использование в сцене появления Снежной королевы аппарата «ветродуй», а в финале мизансцены с Игорем Стецюр-Мова, изображающем Тролля, использование пиротехнического эффекта, разработанного профессором СГСЭУ Владимиром Свечниковым. К сожалению, иллюзионист и ученый Владимир Серафимович сумел воплотить лишь один единственный фокус. Эффект от пшиканья огоньком волшебной палочки Тролля – мгновенный.

Болдырев отметил значительную затратную часть премьерной постановки. Так, использование в костюмах Снежной королевы и снежинок стекляшек непростое: это очень дорогие стразы, произведенные в Италии! На вопрос: нельзя ли было обратиться к услугам местного «Саратовстекла», главный театральный художник не дал никакого комментария. Также он проговорился, что стоимость только одного костюма Снежной королевы составила 60 тысяч рублей, что по академическим оперным меркам дорого. Достаточно дорог и костюм Оленя. В нем использован опять-таки именно итальянский искусственный мех.

Хроматическая гамма сценографии Болдырева достаточно сдержанна. Золотистый цвет костюмированного бала в некоем «далеком королевстве», куда попадает Герда, ищущая Кая, при декоративности не зашкаливает к пышности, красочному буйству. Однозначно сдержанна и гамма декораций леса, в котором у костра уютно – прямо-таки по-домашнему - расположились милейшие, а вовсе не страшные разбойники. Пластика деревьев на ночном темном фоне какая-то мягонькая, добренькая. Все соответствует музыке украинки Колодуб. Дубы у разбойников не дуплистые, но гладенькие, извивающиеся ветвями не устрашающе, но просто красиво и пластично.

То же можно подумать, глядя на эквилибристику Стецюр-Мовы. Красивый костюм Тролля с золотистой жилеткой и серебристым цилиндром даже при смене на другой и использовании взъерошенного парика не отталкивает, не изумляет, хотя отрицательный герой, казалось бы, может вызвать и некие отрицательные эмоции зрителей. Ничего подобного: господин Нестеров посчитал, что и Снежная королева, и ее Тролль не должны отпугивать. Просто мир Снежной королевы при всей красоте холодноватый, тогда как мирок Кая и Герды – теплый. В финале повторяется то же, что и в начале: друзья и подружки Герды с Каем отплясывают и водят хороводы не просто по-детски, но будто представители некоего инопланетного растительного мирка, напрочь лишенного многих человеческих эмоций.

Единственное указание на сердечность, теплоту души Кая в финале – красный цветочек в петлице его курточки. Даже когда в первом акте – в финале первой картины под действием наколдовывающих пассов Тролля половина детей из ансамбля, гармонирующего сГердой и Каем, валятся на сцену и неподвижно лежат, словно погруженные в сон, – и тогда не возникает чувства дисгармонии, беспокойства, предшествующего экшнам в жанре «хоррор».

Складывается ощущение безвременности, в которой создатели по собственному произволу погружают в общем-то динамичный андерсеновский сюжет. То, что постановка – семейная, абсолютно бесспорно. Априори, что подготовлена она и как новогоднее шоу. Грезится, что в фойе в антракте, словно в цирке, можно будет за особую плату пофотографироваться с олешком и коняшками, сказочными волшебниками в серебристых цилиндрах. То, что в отличие от «Принцессы цирка» в нынешней постановке нет обезьян – не беда. Фото с оленем, чей костюм так дорог, что опушку сделали не китайцы, но итальянцы, – крутое удовольствие для саратовской детворы. Другое дело, что малышне высидеть почти двухчасовой и очень ровный по музыке балет будет сложновато. Переключить внимание на что-либо в антракте, безусловно, стоит.

С таким безупречно гладеньким балетом можно смело выезжать на гастроли и конкурсы. Визуальные эффекты, как, например, огромные глаза Снежной королевы (не фото человеческих глаз, но рисованная картинка) оживляют. Занимательно взбирается Герда на спину Оленя. Так и хочется посадить других детишек на спину заслуженного артиста России Даниила Курынова, чтобы он их покатал в антракте.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
117