Телефоны для связи
Статьи
У страха глаза велики
28 ноября 2010, 18:30

Кризис в Саратове начался с паники в банках. По крайней мере, это было одним из первых его явных проявлений. У кого крупных сбережений не было, особо не переживали. Волнуются те, кто работает в бюджетной сфере, и те, кто трудится на частных предприятиях. Хотя власти не устают убеждать, что всё не так страшно.

Тем не менее кризис затрагивает всё больше отраслей и предприятий. Недавно трудности возникли у «Балаковских минеральных удобрений». Предприятие, входящее в ЗАО «ФосАгро», остановило производство из-за финансового кризиса. Так как больше половины продукции отправлялось на экспорт, то уже с начала осени поставки за рубеж были приостановлены. На предприятии, впрочем, утверждают, что остановка была вызвана техническим ремонтом. Возобновление работы «БМУ» ожидается не ранее декабря. В связи с этим минтруда Саратовской области ожидает массовых увольнений на этом предприятии.

Кроме этого, появились слухи о массовых сокращениях на ОАО «Саратовоблгаз». Руководство организации поспешило их пресечь, распространив заявление о том, что это оптимизация численности службы эксплуатации и службы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в филиал-трестах. И происходит это, поскольку «в соответствии с проводимой руководством ОАО «Саратовоблгаз» политикой, направленной на повышение реального уровня заработной платы слесарей и престижности данной профессии, было принято решение об укрупнении дробных ставок слесарей в целые ставки». После оптимизации высвободится не более 168 человек, или 12% работников данной категории в целом. Высвободившимся работникам будут предлагаться имеющиеся вакантные должности.

Так или иначе, что бы ни говорили чиновники, увольнения идут своим чередом. И если крупных предприятий это касается чуть в меньшей степени, то частники не слишком утруждают себя сохранением штата. И вроде ничего не поделаешь – кризис. Благо трудовое законодательство предусматривает многочисленные льготы для сокращённых сотрудников. Если сокращение внезапное, то работнику выплачивается оклад за два месяца и ещё в течение трёх месяцев, пока работнику в центре занятости не могут подобрать подходящую работу. А за полгода можно что-нибудь придумать.

Но платить немалые деньги «за просто так» хочется не каждому работодателю. А так как законы написаны людьми, то грамотные юристы вполне могут найти лазейки для их неисполнения. К примеру, есть в Саратове некая Фирма – не самая маленькая и не особо бедствующая. Но с прошлого месяца положение дел начало стремительно ухудшаться. Продажи встали, прежние клиенты оказались не в состоянии расплатиться, а банк не захотел предоставить отсрочку по кредиту. Выход нашёлся – сократить фонд оплаты труда. Но просто так работникам снизить зарплату нельзя, Трудовой кодекс не позволяет. Одним сотрудникам предложили уволиться по соглашению сторон – а значит, никаких выплат не будет, и жаловаться потом в трудовую инспекцию практически бесполезно.

Некоторые согласились, оставшихся стали настойчиво «уговаривать» написать заявление о сокращении рабочего дня. И буквально в течение двух-трёх дней несколько сотен человек решили, что они не хотят работать по восемь часов, а предпочитают шестичасовой рабочий день, с соответствующим уменьшением зарплаты, конечно же. После этого директор на основании всех заявлений, мол, «ну если трудовой коллектив настаивает», издал приказ о сокращении рабочего дня. То есть закрепил снижение зарплаты документально. Дальше – больше. Некоторым были заметно урезаны должностные инструкции. Из них исчезли больше половины обязанностей, что также повлекло за собой снижение зарплаты. Причём оклад стал не сильно отличаться от прожиточного минимума. После этого сотрудник мог либо уволиться сам, что многие и сделали, либо дожидаться сокращения.

Самое интересно, что всё сделано исключительно в рамках Трудового законодательства РФ. Светлана Нечаева сообщила, что пока о каких-то особых нарушениях при увольнении работников им информация не поступала. Точно такая же ситуация в государственной инспекции по труду. Начальник отдела контрольно-методической, кадровой работы и взаимодействию со СМИ Ольга Куренкова заметила, что таких случаев пока нет. Тем не менее она предупредила, что работает «горячая линия», куда можно позвонить по номеру 52-09-56 и сообщить о нарушениях трудового законодательства. Аналогичная линия работает в минтруда – 52-42-78.

В трудовой инспекции работникам советуют не поддаваться «уговорам» работодателя писать заявления на отпуск без сохранения заработной платы. (если сотрудник не может быть обеспечен работой, то ему выплачивается не менее 2/3 тарифной ставки). Увольнения по соглашению сторон или по собственному желанию также не рекомендуются, если нет желания работника. Увольнения по сокращению штата допускаются, если работника невозможно перевести на другую работу с его согласия. Также нельзя уволить работника в период его временной нетрудоспособности и во время отпуска. В любом случае, в инспекции по труду советуют обращаться к ним для защиты прав работников.

Практически все аналитики сходятся на том, что кризис закончится не скоро. Кто-то прогнозирует пик кризиса на второй квартал следующего года, кто-то – на третий. Ясно одно, предприятиям грозит дальнейшее сокращение объёмов производства, а следовательно, и сокращение штата. И наиболее уязвимы окажутся промышленные предприятия, то есть те, где занято много узкоспециализированных рабочих.

Губернатор Саратовской области Павел Ипатов заявил, что в 2008 году будут сокращены около тысячи рабочих мест по области. Министр занятости, труда и миграции Светлана Нечаева его поддержала. Она сообщила, что на предприятиях производится «оптимизация» и увольняются, в основном, пенсионеры или люди предпенсионного возраста. «В целом пока предприятия ведут политику по сохранению штата», - заявила она. В самых крайних случаях сотрудников переводят на неполную рабочую неделю или отправляют в отпуска. Хотя, например, зампред правительства Александр Стрелюхин озвучил цифру в пять тысяч сокращённых. Причём, по его словам, это характеризует положение дел только в промышленности. И. о. министра экономического развития и торговли Александр Ульянов представил несколько вариантов развития кризиса. И сокращения в них предусмотрены на уровне 8-10%.

От всего этого становится как-то не по себе. Даже если кризис и сокращения окажутся не столь масштабными, то опасность попасть в число «изгоев» от производства всё равно тревожит. Или же у страха глаза велики?

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
72