За выборами Президента США российские СМИ следили с нескрываемым интересом. Частично это объяснялось особой ролью Америки в сегодняшней системе международных отношений, которую прекрасно понимают представители российского руководства. Сложно делать вид, будто американское голосование не окажет воздействия на РФ. Все-таки речь идет о единственной на сегодняшний день сверхдержаве, стремящейся к мировому господству, стоящей на первом месте по экономике и обладающей самым крупным на планете военным бюджетом.
Правда, сам американский истеблишмент давно выработал формулу на сей счет. Она звучит примерно так: «Гувер показал своим примером, каким не должен быть американский Президент. Рузвельт показал, каким должен быть американский Президент. А Айк Эйзенхауэр показал, что Америка может жить без Президента». Имеется в виду нехитрая деталь: неважно, кто стоит у руля в Штатах, – основной вектор движения звездно-полосатой Империи не изменится. Поскольку по ключевым вопросам у двух партий, вырабатывающих основополагающие доктринальные предложения, сложился устойчивый консенсус. Цели они ставят одинаковые. Базовые ценности имеют схожие. Спорят лишь о тонкостях. Согласитесь, подобный факт несколько преуменьшает пафос главного предвыборного слогана Барака Обамы – «нам нужны перемены». И уже первая неделя пребывания новоизбранного американского лидера у власти подтверждает справедливость таких выводов. Вокруг него знакомые лица, совершает он не особо оригинальные поступки.
Полагаю, факт триумфа Обамы мало для кого стал сюрпризом. Абсолютно все соцопросы накануне дня голосования показывали, насколько существенно кандидат от Демократической партии опережает республиканца Джона Маккейна. Произошла занятная комбинация. Война в Южной Осетии, приведшая к антироссийской истерии на территории Америки и Европы, увеличила рейтинги Маккейна. «Ястреб», имеющий давние русофобские настроения, смог обрести много благ с помощью антироссийских высказываний. Тем не менее Грузию успешно усмирили, две республики признали, а спустя короткий промежуток времени грянул финансовый кризис. По сути дела, именно его наступление сыграло ключевую роль в предпочтениях американцев. Крах фондовых индексов, инфляционный всплеск, сокращение штата в ряде компаний и грядущие перспективы обнищания напугали жителей всех штатов. Деструктивные явления, начавшиеся с банкротства ипотечных схем, вылились в тотальное неприятие всего курса администрации Джорджа Буша-младшего. На самом деле, многие обыватели попросту истосковались по временам Билла Клинтона, каковой был демократом и оставил Америку с рекордным бюджетным профицитом. Республиканец Буш-младший умудрился за восемь лет правления добиться рекордного бюджетного дефицита. Неспособность установить господство над всей территорией Афганистана, многочисленные жертвы войны в Ираке, отвергаемой большинством обитателей США, подлили масла в огонь. Как результат, бесспорный перевес Обамы по голосам выборщиков.
Многие приметы, сложившиеся за двести с небольшим лет американской истории, в очередной раз подтвердились, зато другие поломались. Допустим, на Хэллоуин продали больше масок с изображением Обамы. Подобный показатель считается достоверным индикатором популярности. Однако в Нью-Хэмпшире на праймериз Обама проиграл, Маккейн победил. А здесь еще одна закономерность – обычно кандидат, одерживающий первенство у активистов Нью-Хэмпшира, становится Президентом США. Дополнительно могу упомянуть поверье, гласящее, будто сенаторы в Америке президентами не становятся. Поскольку такого не было ни разу, кроме тех выборов, где участвовал Джон Кеннеди. Обычно первое лицо избирается из числа вице-президентов и губернаторов. В нашем случае оба претендента вышли из Сената. Обаму отправил туда Иллинойс, Маккейна – Аризона. Некоторые пиарщики республиканцев перед днем выборов усиленно вспоминали «эффект Брэдли». Происшествие названо в честь чернокожего мэра Лос-Анджелеса, баллотировавшегося в 1982 году в губернаторы Калифорнии. Тогда социологи предсказывали ему оглушительный выигрыш. Увы, случился провал. Обама счастливо обошел подобное совпадение. Теперь поговорим о серьезных выводах из решения американского электората.
Во-первых, чернокожий Обама обзавелся кредитом доверия. Огромные ожидания связывают с ним и граждане США, и деятели из иных государств. Буш-младший своей агрессивной внешней политикой, расширением НАТО, массивным превращением суверенных стран в послушных сателлитов вызвал свирепую волну антиамериканизма. Отдельные ее всплески фиксировались в Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Даже формально союзнические государственные образования не могли удержать злобу и ненависть, циркулировавшую в населении по отношению к янки.
Новый хозяин Белого дома на некоторый период будет источником роста всеобщего оптимизма. Ведь ему пока не удалось покрыть себя несмываемой славой. Представьте инаугурацию Маккейна. У руля встает родившаяся на военной базе, закончившаяся церковно-приходскую школу и военно-морскую академию 72’летняя жертва вьетнамского плена. Многие государства, не желая трястись перед замашками престарелого ирландца, бросятся в сторону противоположных центров силы. Россия бы обзавелась большим количеством сторонников с помощью одиозного пугала в лице Маккейна. Против однозначного врага мобилизовать народы удастся в два счета.
С Обамой этот номер не пройдет. Степень его предсказуемости низка. Поэтому миллиардный африканский континент рукоплещет. Латиносы умеренно радуются. Из Тегерана более не доносятся проклятия в адрес сатаны, коим консервативные иранские круги окрестили державу, заботливо оберегающую Израиль от арабов. Евросоюз засыпает Обаму комплиментами.
Во-вторых, не зря мы вспоминали знаменитую фразу о Гувере, Рузвельте и
Эйзенхауэре. Посмотрите на окружение Обамы. Ответственная за бомбардировки Югославии Мадлен Олбрайт. Рыцарь «холодной войны» Збигнев Бжезинский. Ветеран Вьетнама Джон Кэрри. На пост вице-президента уготован Джо Байден, пожилой сенатор и дипломат, не питающий особо теплых чувств к РФ. Кстати, в верхней палате Конгресса сам Обама по 40% вопросов голосовал согласно просьбам Буша-младшего. Нельзя всерьез надеяться на какие-то фундаментальные перемены. США продолжат двигаться в прежнем направлении. Возможно, поменяются лишь некоторые инструменты достижения желаемого.
В-третьих, региональные издания вспомнили о визите Обамы в Саратов. Вместе с сенатором Ричардом Лугаром он был здесь в 2005 году, проводя инспекцию атомных объектов близ села Осиновка. Речь о программе Нанна-Лугара, направленной на оказание России помощи в деле ликвидации оружия массового уничтожения.
Замечу, последний факт показывает всю ту же закономерность. Перемены заключаются лишь в изменении тактических ходов. Стратегия остается непоколебимой. Знаете, кто у Обамы скорее всего продолжит быть министром обороны? Роберт Гейтс. Тот самый, прославившийся заявлениями в Конгрессе о российской угрозе. Кроме того, Обама не отрицает необходимость установки элементов ПРО в Восточной Европе. Общая картина предельно очевидна. Предпосылки к конфронтации остаются.