Разрулилась техническая сторона строительства нового ТЮЗа. Всё тип-топ! Премьера на премьере! И сразу же за международными Дельфийскими играми Киселёвский ТЮЗ закатил фестиваль. Он - второй. На первом - пятилетку назад - фестиваль помпезно открывал сам губернатор Аяцков. Ему директор и главреж ТЮЗа одновременно в порыве нежности вручили букетики, которые ДФ, моментально смикшировав двусмысленность, запустил в зрителей – на кого бог пошлет! Сейчас всё куда солиднее и одновременно проще. Заявлено, что фестивали будут проводиться с периодичностью раз в два года. Таким образом, Киселёвский фестиваль станет столь же крутым, как нынешний ежегодный Собиновский. Главное, как показалось, держать планку. ТЮЗ её держит довольно уверенно ещё и благодаря лично господину Лоевскому, делающему в киселёвских стенах свой проект «Четвёртая высота».
Олег Семёнович уверенно заявил на фестивальной пресс-конференции о том, что третий проект пойдёт в ноябре, т.е. прямо-таки за фестивалем. Вот это размах!
В программе фестиваля, посвящённого сейчас 90-летию первого в мире профессионального детского театра, удалось отсмотреть работы Казанского государственного ТЮЗа «Оскар и Розовая мама» и Волгоградского государственного ТЮЗа «Билли». Ежику ясно, что хочется увидеть всё: ведь пока что и толики «бутера» не встретил. А посему: эта фестивальная публикация - не будет одинокой.
С кратким содержанием казанской пьесы россияне знакомы благодаря кинофильму. Эрик-Эммануил Шмитт сознательно изобразил некую трилогию о христианском, буддийском и иудаистском схемах мировосприятия. При том, что артисты изображают своих персонажей просто превосходно, некая общечеловеческая мораль с общехристианским лицом, воспитанным в лоне святой апостольской Церкви откровенно скучна. Назидательность детской пьесы в прямом обращении ребёнка к Богу вплоть до очень странно воспринимаемого из зрительного зала сораспятия главного героя Иисусу Христу.
Герой пьесы Оскар после неудачной операции по трансплантации стволовых клеток доживает в больнице последние дни и умирает тут же - на сцене при родителях, врачах и волонтёрах благотворительной христианской организации. На сцене также клоунски имитируется операция над маленькой девочкой. Хирург - персонаж спектакля одновременно напоминает знаменитого комика Пьера Ришара и саратовского хирурга Первой клинической больницы Покатилова. Александр Тимофеевич у нас также не лишён и артистического дара, и поэтому, проживая восьмой десяток, вполне может сыграть в самодеятельной постановке про умирающего от рака мальчугана. Доктор Дюссельдорф вообще фигура, при всей комичности, загадочная, даже пугающая. Это образ некоего диктатора, творящего над пациентами чуть ли не колдовские опыты. Как тут не сравнить Доктора Дюссельдорфа с нашим профессором Гамбургом?!
Прежним завлитом Киселёвского ТЮЗа москвичкой Ириной Озёрной в прошлом году перед премьерой меттерлинковской «Синей птицы» прокламировалось развёртывание участия администрации театра к особенным детям: колясочникам, больным ДЦП, лейкемией... В этом сезоне театр живёт без должности завлита, а с прессой превосходно работает ТЮЗовская старожилка Елена Костюкович. Как славно, что вот Озёрная у нас не прижилась, бывшая до неё в той же должности Арминэ Оганесян - в Москве, а особенных деток в ТЮЗ-таки привозят. Они заражаются оптимизмом. Особенно, на Киселёвском фестивале. Но это так - отступление. Возвращаясь же к канве «Оскара»: прикольно, конечно же, что человек, тело которого обгорело так, что открыты лишь глаза, уподобляется забавной обезьянке, чуть ли не Чебурашке, и откликается на прозвище «Копчёное сало». Другой пациент доктора Гамбурга (пардон, Дюссельдорфа) называется Эйнштейном. Это - чёрный юморок, ведь у него - огромная голова, болезнь - водянка головного мозга. Ну и так далее. Китаянка, к примеру, это ополоумевшая от врачебных действий вечно хохочущая и странно двигающаяся девушка. Кличка дана ей из-за чёрного парика. Девушка лысая (как не вспомнить нашу премьерную «Лысую певицу»). Её облучают, пытаясь вылечить рак. Странная клиника Дюссельдорфа, где все пляшут, а ассистенты носят розовые клоунские парики. Розовая же мама смачно выражается, вспоминая молодость и профессиональный спорт - женскую борьбу. Врачи-ассистенты трансформируются во время её видений в соперниц по рингу, таких как «Бешеная сиська». Отчего так тянет волонтёршу в палату умирающего ребёнка? Своих тайн она ему не поверяет, зато учит обращаться к Богу. Мальчик верит. Он пишет Богу и даже представляет на собственном тельце: как был распят Спаситель. Конечно, любопытно было бы знать реакцию нашей православной епархии на это лицедейство. Тем более что в августовском номере «Православной веры» целый лист посвящён православному осмыслению «Господ Головлёвых» и «Детства» Горького.
Другим увиденным фестивальным спектаклем был «великий и ужасный» Мартин Мак-Донах - его пьеса «Калека с острова Инишман», названная постановщиками-волгоградцами «Билли».
Добрая и вполне детская пьеса! Такая же, как и про умершего от лейкемии «Лысого». Главный герой жутко скрючен детским церебральным параличом. И умирающий в палате герой Шмитта, и герой Мак-Донаха жаждут, чтоб их поцеловала девочка. Чудо совершается. Герой Мак-Донаха стоит на пороге смерти от туберкулёза. Старикашка «Балабол» придумывает, что Билли болен раком. Сам бедный юноша терзается тайной смерти родителей, утонувших в лодке недалеко от берега. Яркими красками, душевно выписан в пьесе образ девяностолетней алкоголички - матери Балабола. Страшная истина о том, что родители Билли, совершив самоубийство, желали лишить жизни и своего особенного ребёночка, запихав его в мешок с камнями и практически утопив, - так и остаётся для бедняги Билли тайной. Он умирает с иллюзией, что родители любили его, отдали жизнь ради его медицинской страховки.
Мир полон иллюзий. Психиатрия с этим борется. Чудеса же в божьем православном мире продолжают свершаться. Что такое спектакли про умирающих мальчиков - как не иллюзия, не театральное волшебство? Верится, что Киселёвский фестиваль подарит ещё немало подобных чудес. Ведь впереди знакомство с итальянским театром «Буратто» и пьесой, в которой игрушки видят, как страдает, плачет ребёнок. Они в спектакле «Гиокагиоаттоло» (примерно так я транслитерировал название, написанное латиницей, - хорошо, что не иероглифами!) боятся, что «останутся забыты на чердаке".
Фестиваль назван "От А до Я", что самими же организаторами расшифровывается как "От Астрахани до Ярославля". Тем не менее в нём и миланцам нашлось местечко после знакомства с теми в Москве. Прекрасно! Поставивший Мак-Донаха Авходеев радостно рассказал по завершении поклонов труппы, что учился в Саратове на театральном, призвав поздравить бенефицианта - нашего народного артиста и педагога театрального факультета Галко. Поздравляем!!!
Фестивалю предпослан эпиграф самого Киселёва «Важно, чтобы в театре всё шло от сердца к сердцу. Это наш дом, наш островок добра и любви в этом безумном мире...» Действительно, мир Божий движется к своему концу. Пророчества сбываются. Тема детей, умирающих от рака и туберкулёза, в театре раскрыта замечательно. Иллюзии просто веришь. Безумству противостоит не только Доктор Дюссельдорф (Гамбург), но само искусство.
Пятилетие назад участникам – коллективам дарили некую хрень со стеклянной бабочкой, сейчас – темно-синий шарик с некоей же хренью, символизирующей Синюю птицу. В Астраханско-Ярославском, т.е. волжском фестивале помимо итальянцев будут и москвичи из МХТ Чехова с Лавриневым. При размытости географических границ, фестивалю удается главное – избежать пошлости и заигрывания, сюсюканья с аудиторией. Надо было видеть, как вполне нормальные мальчиши-кибальчиши из кадетского корпуса сопереживали умирающему мальчику (актрисе-травести). На мякине этих ребят в погонах не проведешь!