Телефоны для связи
Статьи
Саратовский ипподром: полтора века спустя
28 ноября 2010, 18:30

Недавно саратовскому ипподрому исполнилось 150 лет. В честь этого юбилея прошли торжества с участием представителей правительства, городской администрации, депутатов разных уровней. По субботам на ипподроме проводятся соревнования лошадей, но как живёт ипподром в будни? О проблемах и перспективах «СаратовИнформ» беседовал с директором ГУП ГЗК «Саратовская» с ипподромом Екатериной Соболевой.

Саратов – это один из российских городов, где есть ипподром, но нужен ли он городу? Оправданны ли расходы на его содержание?



Во всем мире ипподром повышает статус любого города, его положение и социальную значимость. Ведь это не просто сооружение, это место досуга, проведения соревнований, развития детского спорта. В Саратове ипподром работает уже 150 лет, он был основан ещё императором Александром Вторым, хотя в последнее время проблем, конечно, прибавилось. Например, сейчас в некоторых городах происходит передача ипподромов в частные руки. В Самаре сложилась такая ситуация, когда испытания лошадей проводятся, призы, и очень неплохие, разыгрываются, но в то же время производственные помещения закрыты и опечатаны. Появилась даже информация о том, что предприятие было выкуплено неким частным инвестором. В Саратове пока нас финансирует федеральный бюджет, хотя слухи о том, что это может прекратиться, ходят.

А что, по вашему мнению, лучше для развития ипподрома – акционирование или государственная поддержка?



На данный момент федеральный бюджет нас ни шатко, ни валко, но поддерживает. Нам тяжело, но мы понемногу начали выплывать. И у нас есть гарантии, что земля никуда не уйдёт. Если же передать ипподром в частные руки, то вопрос о земле будет открыт – ведь это такой лакомый кусок. Всё это должны решать власти, хотя на празднованиях 150-летия ипподрома звучали слова о том, что его надо сохранить. Например, в Казани или Уфе – там в ипподромы были вложены немалые средства, но Татарстан и Башкирия испокон века связаны с лошадью. То же самое на юге России, в Пятигорске, - там казаки, они любят лошадей, там своеобразный культ лошади. А у нас нет. Если когда-то и было что-то, то за последние 20 лет всё утеряно.

А какие проблемы можно назвать самыми наболевшими? Что нужно ипподрому в первую очередь?



Первоочередное для нас – это ремонт конюшен и установка забора. У нас огромная территория, и она практически вся открыта. Заходят все – люди, собаки, велосипедисты, дети. Даже змеев воздушных запускают. Причём люди не понимают, что так нельзя, лошади - это ведь потенциальная опасность. Она может испугаться выбежавшей собаки, ребёнка, шарахнуться в сторону. Покалечится сама, покалечит всадника, и, в первую очередь, может пострадать ребёнок. И остаётся проблема, как обеспечить сохранность лошадей. Поэтому начинаешь объяснять, просить уйти, а в ответ смотрят с ненавистью, и всё равно все продолжают ходить. Сейчас мы хоть немного порядок навели – днём сотрудники следят, ночью работает охрана, но этого, конечно, недостаточно.

Ещё у нас огромная проблема – это кадры. На предприятии очень маленькая зарплата, работать за такое вознаграждение хорошие специалисты не будут – только энтузиасты своего дела. Не хватает наездников – на всю Россию только одно училище в Воронеже. Хотя надежда есть на детскую конноспортивную школу – наверняка кто-то из учеников останется у нас работать.

А можно немного поподробнее о школе?

Открытие намечено на 1 января следующего года. Сейчас утрясаются юридические вопросы, мы занимаемся набором детей. Кстати, уже сейчас желающих заниматься очень много, и отказать кому-то просто рука не поднимается. Поэтому сейчас мои тренеры работают с ребятишками на добровольных началах – учат их держаться в седле, а также ухаживать за лошадьми, кормить их, чистить. Это будет обычная школа дополнительного образования детей.

Во всём мире, в том числе и в России, развивается конный спорт, конный туризм, прокат лошадей. Есть ли предпосылки к этому в Саратове?

В планах это всё есть, в том числе и создание пони-клуба для детей и даже иппотерапия. Но всё упирается в деньги и время. Например, для иппотерапии (это лечение лошадьми) нужны специальные инструкторы и врачи, обучение их стоит немалых средств. Но это нас не останавливает – задумки есть, просто это кропотливая ежедневная работа. Для того чтобы привлечь денежные средства, создан Фонд развития и поддержки коневодства и конного спорта. За счёт него мы собираемся помогать коневодческим предприятиям, воспитывать специалистов, создавать призовой фонд, ремонтировать конюшни и т.д.

А сколько всего нужно средств, чтобы полностью отремонтировать ипподром, а не просто «залатать дыры»?

Денег нужно много. Посудите сами, только для того, чтобы восстановить одну конюшню, не «подлатать», а провести капремонт – перебрать крышу, укрепить фундамент, нужно около семи миллионов рублей. А кроме конюшен надо восстанавливать беговую дорожку, конкурное поле, делать крытый манеж, чтобы дети могли заниматься круглый год. Конкретную сумму назвать сложно, но, например, Казанский ипподром обошёлся в 100 миллионов долларов. Сейчас выживаем с помощью друзей, людей, которым не безразлична судьба ипподрома. Нам привозят корма и опилки, так как собственного транспорта у нас нет. Звонят, спрашивают, чем помочь и помогают по мере возможности.

А что делать коневладельцу? Может ли человек поставить лошадь к вам в конюшню?



Здесь главное понять, что ипподром - это место испытания и соревнования лошадей. Просто привезти животное и поставить в конюшню, а потом изредка на нём кататься, нельзя. Лошадь должна двигаться. Если она не принимает, в силу возраста, участия в соревнованиях, то на ней учатся дети. Коневладелец привозит к нам лошадь, говорит о её перспективах, и тогда мы решаем, в какое отделение её ставить, кто будет с ней работать, а кто будет её наездником. После этого заключается договор. Ипподром обеспечивает уход, тренировку, помещение и воду. Корма же владелец приобретает сам – здесь многое зависит от его финансовых возможностей. Тем более что для нас проблема привезти корм. Конечно, для лошади лучше находиться у нас – обычный человек, не профессионал, вряд ли сможет обеспечить животному необходимый уход и лечение. Ведь лошадь - это живое существо, а не машина, которую надо лишь время от времени заправлять, чинить, мыть. Лошадь требует любви и внимания.

Для справки: Екатерина Соболева работает директором Саратовского ипподрома с 22 ноября 2007 года. В своё время занималась в детской конноспортивной школе при ДСО «Урожай», после этого поступила в Зооветеринарный институт и работала в ветеринарном госконтроле. В 1999 году вновь пришла на ипподром, сначала в прокат, потом купила собственную лошадь. Её дочь Надежда также занимается конным спортом, принимает участие в соревнованиях.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
485