Во всей Латинской Америке и Испании прошлый год был объявлен как Год Маркеса. В этом году вышел фильм по его книге «Любовь во время чумы». Теперь же Маркеса, которого миллионы считают нашим живым гением, поставил киселевский ТЮЗ.
Пьеса «Гальера» написана специально для саратовского театра столичным драматургом Михаилом Бартеневым. Постановку осуществили петербуржский режиссер Анатолий Праудин и заслуженный художник России – екатеринбуржец Анатолий Шубин.
Поскольку «Гальера» заявлена как пьеса по произведениям Маркеса, стоит отталкиваться от совокупности крупных творческих работ колумбийского гения.
Маркес в России – любим еще со времен прежнего политического строя, тем более что он служил диктатуре Кастро. Так что постановка Габриэля Гарсиа Маркеса у нас – дело практически беспроигрышное: он утвержден в подсознании поколений. Любимые артисты стараются воплотить не только видение лауреатом Госпремии Бартеневым героев Нобелевского лауреата Маркеса, а пропитаться духом великой литературы. Для этого руководитель театра Ошеров даже совершил вояж в Колумбию. Сам Маркес называет то, что создает, магическим реализмом.
В 1999 году гению мировой литературы был поставлен диагноз: рак лимфатической системы. Развитие болезни идет не так стремительно, как прогнозировали эскулапы. Тогда Маркес сделал заявление, что больше не будет писать. И все же… В 2004 году вновь выходит величайший в истории мировой литературы роман – «Воспоминания моих грустных шлюх»: история человека, который никогда в жизни не любил и только пользовался услугами проституток, а в возрасте девяноста лет влюбился в четырнадцатилетнюю девственницу. Маркес создал также мистифицированные мемуары «Жить, чтобы рассказать о жизни». В период обострения болезни – 8 декабря 2000 года он даже надиктовал последнее прощальное письмо к человечеству «Я ухожу». Теперь же утверждает, что автор – не он, а посол Аргентины в Перу.
Огромный мир Маркеса за два с лишним часа в театре решили раскрыть для юных зрителей. Это Мир Макондо. Создание некоей собственной воображаемой территории (как в жанре фэнтези) роднит Маркеса с Фолкнером. Высшим же своим достижением гений считает роман «Осень патриарха» о диктаторе, продающем Карибское море, влюбленном в шестнадцатилетнюю королеву красоты, зверства которого доведены до абсурда.
Маркес - автор романа «Любовь и демоны» (1994), в котором выступает против догматизма христианской церкви. В спектакле жуткими красками описан отец Анхель (артист Андрей Быков). И все же для миллионов, поклоняющихся его творчеству, Маркес – автор романа «Сто лет одиночества» (1967). Пабло Неруда писал о нем, что это «быть может, величайшее откровение на испанском языке со времен «Дон Кихота».
Деревня Макондо в романе символизирует всю Латинскую Америку. «Сто лет одиночества» - это настоящие литературные джунгли, пишет критик Макферсон. – Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа».
Можно анализировать героев Маркеса во фрейдистской психоаналитической традиции методом теории архетипов, проходящих сквозь концепцию времени. Можно вульгаризаторски «отсматривать» происходящее на ТЮЗовской сцене, например, подхихикнув над тем, как заслуженная артистка России Ольга Кутина в роли жены Дона Сабоса садится на золотой унитаз, а сам Кум Сабос (артист Дмитрий Скачков) в маске смакует воображаемые процессы мочеиспускания и дефекации, либо в мундире при аксельбанте поедает куриную ногу.
Финальным словом «Гальеры» является «дерьмо». То есть то, что юные зрители попадают в мир духоты: когда столбик термометра не опускается в октябре ниже 35, в мир дождя и липкой, удушливой безнадежности, - не страшно. Наш театр и не такое ставил: чего стоил «Клинч» Слаповского? Или матерный «Волчек»?! Пафос трагического стоицизма воплощает в «Гальере» Полковник (народный артист Юрий Ошеров) из повести Маркеса «Полковнику никто не пишет». Как сказал однажды сам гениальный писатель, полковник знал, что он будет побежден, но он победил тем, что бросил вызов неминуемому поражению.
Контуры анекдота, и не только, проглядывают в «Гальере» кругом. Старикан, воплощенный Ошеровым, воспринимается как Рыжий клоун. У самого Маркеса этот герой – «полковник-петух». В бойцовом петухе есть геройство, но есть и комичное, ведь петух все-таки - это только петух, а не «классические» орел, сокол, буревестник.
За девять месяцев до событий, разворачивающихся в «Гальере», у полковника во время очередной вспышки виоленсии за распространение нелегальной литературы убит единственный сын. Убит на гальере – в месте традиционного развлечения латиноамериканцев. Сам полковник вспоминает, что был казначеем революционного округа Макондо, сдал казну и получил от Аурелиано расписку, отдав которую через Адвоката ( заслуженный артист Илья Володарский) в военное министерство, надеется на пенсию. Но полковнику никто не пишет… В молодости полковник участвовал в гражданской войне, был среди двухсот офицеров, которых правительство после заключения Нееландского пакта о капитуляции либералов пообещало обеспечить пенсией. Нееландский пакт действительно положил конец кровавой «войне тысячи дней», закончившейся поражением либералов под командованием Урибе.
Как и другие офицеры, полковник был против капитуляции, но, смирившись, поселился в ожидании пенсии в Макондо, а затем, не вынеся запаха гниющих бананов, уехал в безымянный городишко, показанный в «Гальере». Все пятьдесят лет он не признает капитуляции, считает ее ошибкой. Этот сюжет вошел в «Сто лет одиночества».
Виоленсия – всепроникающее зло, уходящее корнями в какие-то неизведанные пласты человеческого бытия. Люди в «Гальере» больны. Доктор (актер Алексей Ротачков) с сарказмом, отдающим жизнерадостностью Доктора Ливси из «Острова сокровищ», постоянно восклицает, что «с такой астмой вы проживете еще сто лет», «с таким диабетом можно жить сто пятьдесят лет»…
Сам Маркес после онкологической операции и лечения в Мексике и США живет девятый десяток.
Обращаясь в сторону зрительного зала, герои «Гальеры» сетуют, что некому убрать разлагающийся на той стороне реки труп коровы.
Похороны, рассказы про прошлогоднее убийство Алькальдом (актер Владимир Егоров) стоматолога, ожидание петушиных боев, жуткий священник – отец Анхель, которого «прорывает» на страшилку про предшественника, сошедшего с ума… Ужасы гражданской войны отодвинуты в прошлое, но время в магическом реализме Маркеса таково, что насилие воспринимается здесь и сейчас, ежеминутно, зрители пропитываются его духом. Самое жуткое же – сцена ТЮЗа заполняется тенетами из проектора: герои пьесы рефлексируют, смотря любовную мелодраму с разудалой музычкой.
Идти и смотреть «Гальеру» - пьесу на два с половиной часа без антракта (официально заявлено 2ч.10 мин.) с «дерьмом» в финале - душевный подвиг.