В конце прошлой недели в Москве состоялся семинар-совещание с руководителями и сотрудниками региональных общественных приемных Председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Значимость этого события подтверждалась показом по всем федеральным телеканалам новостных сюжетов о состоявшемся мероприятии. Общественные приемные В. Путина - новый проект партии, которому уделяется большое внимание. Очевидно, освещение их работы станет самостоятельным элементом PR программы «Единой России». Решение бесспорно логично и обоснованно: чем лучше власть будет слышать народ, тем выше её эффективность в глазах обывателей. Однако наряду с положительными моментами нововведения есть риски, без преодоления которых ожидаемый эффект от новшества может быть сведен к нулю.
Общественные приемные в последние годы стали весьма распространенной практикой деятельности различных политических и, прежде всего, властных институтов. Каждый депутат имеет свою приемную. В каждой администрации обязательно есть специалист по работе с обращениями граждан. В правительстве области существует целое управление, которое организует работу с народными письмами. Ключевой же вопрос в эффективности работы с обращениями и, как следствие, - в результативности работы приемных. По данным отечественных исследователей, изучавших работу приемных разного уровня, только в каждом пятом случае обращения удается найти положительное решение, большинство же названных проблем не решаются по различным основаниям. Причина не только в нежелании и в неумении работать власти, но и в изначально завышенных требованиях. Люди требуют того, что, по их мнению, должно быть, а не того, в чем им могут помочь, при этом самоустраняются от решения проблем. Результатом такой ситуации является разочарование и, как следствие, - формирование негативного отношения к различным властным институтам. Объектом предъявления негатива становятся отдельные политики. Индикатором ситуации выступает снижение уровня доверия.
Наиболее наглядный пример - бывший саратовский губернатор Дмитрий Аяцков. Повсеместная установка ящиков «письмо губернатору» привела к практически двукратному росту числа обращений и впоследствии к усилению разочарования и ослаблению веры в результативность власти. Иначе и быть не могло. Если из 50 тысяч ежегодных обращений только в 10 тысяч случаях удается что-то решить, то у оставшихся 4/5 авторов нет оснований для любви к власти. Эффект от обращений имеет отсроченный характер. Люди готовы некоторое время ждать реакции на свои письма, но людское терпение не безгранично.
Проблема работы с народными обращениями существует во всех странах и прежде всего в тех, которые традиционно называют странами развитой демократии. Количество писем постоянно растет, а ресурсы для решения проблем – нет. В годы президентства Ф. Рузвельта в Белый дом ежегодно поступало около четырех тысяч писем. В 2000 году американцы по разным поводам прислали в Белый дом, Конгресс и Сенат более 80 миллионов писем. На одно подразделение аппарата приходилось от 8 до 55тысяч обращений в месяц, большая часть из которых пришла по электронной почте. Универсальных механизмов работы с такой корреспонденцией ещё не найдено. Кардинально к решению этой проблемы подошел сегодняшний Президент США Дж. Буш. Сразу же после избрания он объявил о том, что вообще отказывается от практики работы с поступившими по электронной почте обращениями, поскольку этот способ общения не гарантирует тайны переписки. Сомнительная аргументация и неординарность подхода характеризует и этот шаг администрации США.
Путинские приемные, открытые по всей России, - бесспорно, серьезный шаг партии, призванный повысить эффективность работы всей властной вертикали. Саратовская региональная приемная одна из первых и достаточно известных среди населения. Однако смогут ли все приемные преодолеть 20-процентный порог результативности, покажет время. Вопрос в том, как и с помощью каких ресурсов этого можно достичь. Невнимание к указанной проблеме может привести к существенным имиджевым потерям. Очевидно, что свой собственный опыт общения для каждого человека весомей фактов, растиражированных информационной машиной. И этот ход «Единой России» с открытием приемных Владимира Путина настолько удачен, насколько же и требует высокой ответственности.
В Саратове приемная Путина работает с 25 июля. Сергей Овсянников, руководитель приемной председателя «ЕР» не скрывает оптимизма:
- Я считаю, что разочарования у людей не будет. Работа приёмной ведётся очень большая. Люди постоянно приходят, записываются. Ведётся приём депутатами всех уровней – их проводили депутаты Государственной думы, областной, городской думы. Как правило, вопросы решаются, мы работаем с юридической клиникой и Академией права. Если люди обращаются и вопросы решаются, значит, приёмная востребованна.