Проект модернизации образования, реализуемый в Саратовской области наконец решили обсудить и на уровне Саратова. Казалось, он уже был обсуждён неоднократно во всех инстанциях, реализация ведётся полным ходов и вдруг… снова обсуждение.
Суть дела в том, что для окончательного претворения проекта городским властям предстоит принять соответствующий документ, вводящий отраслевую оплату труда работников муниципальных учреждений. В нормативно-правовом акте должно быть отражено, что этот будут именно школы, их перечень, сроки введения нормы и прочее.
Поскольку город принимать социально-значимые решения без общественного обсуждения не может, было организовано проведение депутатских слушаний.
Впрочем, «депутатскими» назвать их сложно: кроме коммунистов, выступавших исключительно «против», и замглавы города Геннадия Задкова, проводившего заседание и высказывавшегося исключительно «за», выступили представители администрации с протокольными докладами и некоторые общественники, чьё мнение было различным, но, по традиции, особо не учитывалось.
Напомним вкратце, что представляет из себя данный проект. Во-первых, зарплата учителей отныне будет состоять из двух частей — базовой и стимулирующей. Базовая будет складываться из количества часов, проводимых учителем, его остальных видов деятельности (классное руководство и др.) и квалификации. Это будет так называемая «гарантированная» оплата труда учителя — средства, которые он должен получить в любом случае.
Стимулирующая часть жёстко привязывается к показателям качества работы учителя, которые будут определяться по программам обучения — авторским либо углубленного изучения. Особенность состоит в том, что данная часть определяется школами самостоятельно для каждого учителя (при этом учитывается мнение родителей и учеников) и не должна превышать 20% от базовой части.
При этом впервые вводится такой расчётный показатель, как ученикочас. По области он должен составить от 2,5 до 5 рублей.
В итоге планируется, что зарплата учителей возрастёт в два раза — с 7,9 до 15 тысяч рублей в среднем.
Кроме того, все школы перейдут на нормативное подушевое финансирование — на сегодня в расчёте на одного обучающегося приходится 11,5 тысяч рублей, в результате модернизации эта цифра должна увеличиться до 19 тысяч рублей.
В уставы школ будут внесены изменения в части формирования советов, куда наряду с директорами и педагогами войдут родители, ученики старших классов, общественность, которые сообща будут принимать решения.
Планируется и развитие муниципальных учреждений — создание 26 ресурсных центров, где будет сосредоточено учебное оборудование, а также оборудование для столовых и медкабинетов.
«Мониторить» проект также планируется со всех сторон — будут учитываться даже заболеваемость школьников и количество совершённых ими правонарушений.
Итак, администрация высказалась исключительно положительно за реализацию проекта, отметив лишь два риска — психологический климат в учительском коллективе из-за неравных условий и жёсткие требования к педагогам.
Председатель городского комитета профсоюза работников народного образования и науки Надежда Буряк заявила, что её организация изначально выступала протии этого проекта. Однако «времени на дискуссию уже не отпущено», поэтому всё, что остаётся — «всё время быть на чеку, чтобы преодолевать возможные негативные последствия преобразований».
Прежде всего, члены профсоюза возражали против формирования базовой части пенсии, «когда учитель становится заложником не зависящих от него обстоятельств». Особенно актуален данный вопрос для сельских школ, наполняемость которых катастрофически низка. Впрочем, проект предусматривает и этот момент — в части объединения низко наполняемых школ. Вот только как до них будут добираться ученики из соседних сёл, ничего не говорилось.
Также Буряк отметила, что в случае, если фонда оплаты труда педагогов не хватит на двойное увеличение зарплаты, и упор будет сделан на внутренние резервы учреждений, то это повлечёт массовое сокращение штата.
Впрочем, данные высказывания теперь уже можно назвать не иначе, как «сотрясением воздуха», поскольку вопрос о модернизации уже решён и изменению не подлежит.
Представители школ напрямую проект не одобряли, однако отметили, что средний возраст педагогов в районе 50-ти лет, а те студенты, которые ежегодно приходят на практику, работать в школу никогда не возвращаются. Поэтому вопрос повышения зарплаты очень острый и, возможно, позволит повысить конкурентоспособность профессии учителя на рынке труда.
Много слов звучало о качестве образования, преимущественно, в привязке к оплате. Кто-то счёл, что начинать нужно именно с этого и, прежде всего, отменить систему тестирования, при которой «выпускники скоро разучатся говорить». Кто-то, напротив, склонился к мнению, что «голодный учитель не сделает качественно свою работу».
Поднималась тема «богатых и бедных в образовании» — что богатый родитель не позволит отставать в учёбе своему отстающему ребёнку и всё равно купит ему оценку, чего проект преодолеть не в силах.
Итог подвёл Геннадий Задков, который хоть и защищал проект перед оппонентами, однако сообщил, что по признанию его дочери, которая училась в Италии, образование здесь и там — «небо и земля». Причём небо, подчеркнём, здесь — в России. Поэтому она искренне удивлялась: «Зачем вы что-то меняете?».
Впрочем, вслед за этим было проведено голосование за резолюцию заседания, в ходе которого Задков, предложив проголосовать «за», отметил, что те, кто проголосуют, «душой переживают за наших детей».