Очередную премьеру Драмы зрители ждут с особым нетерпением. Оно и понятно: на сцене саратовского театра Шекспир не ставился более 25-ти лет. В последний раз к творчеству английского драматурга обращался режиссёр Александр Дзекун — в 1982 году он ставил трагедию «Макбет». 19-го апреля репертуар театра им. Слонова пополнится, на этот раз — «Гамлетом».
О том, что этот спектакль станет событием в культурной жизни Саратова, худрук театра Григорий Аредаков предупреждал ещё в сентябре, в начале сезона.
— Мы решили замахнуться на самого Шекспира, — поведал он тогда журналистам на пресс-конференции. — Работа с таким автором требует сбалансированности труппы, но сейчас наш коллектив в такой прекрасной форме, что попробовать стоит. Поскольку за постановку берётся хорошо известный и уже любимый нами режиссер Марина Глуховская, ждать спектакля заурядного не стоит. Он не будет опираться на установленные каноны. Тягаться с кем-то — не наша задача. У нас будет свой «Гамлет»!
— У меня действительно другой взгляд на пьесу, другое видение мира, — призналась Марина Витальевна. — И ничего странного в этом нет: разные люди всё делают по-разному: читают текст, понимают его, «реализовывают» на сцене.
Переклички со знакомыми зрителю постановками Глуховская не обещает. Только оговаривается: в постановке возможны уже известные театральные приёмы. Но от этого никуда не уйти: театр — древнее искусство. А значит, всё в нём уже когда-то было.
Главную роль в своём спектакле режиссёр «отдала» молодому артисту Александру Каспарову. И неспроста: хорошо знакомая с труппой театра (в Драме Глуховская поставила несколько спектаклей), она руководствовалась не сложившимися симпатиями, а природой артиста. По мнению Глуховской, Каспаров — актёр, способный сыграть так, как она задумала: без истерики, лишних эмоций и надлома. «Гамлета он исполнит глубоко и душой».
Однако не только Александру доверено рассказать историю датского королевства. Вместе с ним на сцене будут играть Александр Кузьмин (Лаэрт), Алиса Зыкина (Гертруда), Виктор Мамонов (Клавдий).
— Распределяя роли, не стоит забывать о таланте актёров быть партнёрами на сцене, — подчеркнула Глуховская. — Речь идёт об умении не просто играть свою роль, а сыграться. Это тоже дар, к сожалению, данный не всем. Репетиции показали: Александр обладает им, с ним очень интересно работать. Его не испугал долгий путь к премьере, да и все актеры работали добросовестно, хотя порой это приходилось делать не только в рабочее время.
— Говорят, театралов ждёт сюрприз: в спектакле будет звучать музыка «Рамштайна»?
— Да, — раскрыла один из секретов премьеры режиссёр. — Музыка в «Гамлете» будет современной. На это иду сознательно: архаичного языка XVI века в спектакле не будет. Современное музыкальное оформление, костюмы, стилизованные, но совсем не исторические, помогут приблизить «Гамлета» к нашему времени.
Итак, камзолов и клавесина в спектакле не будет. Да и сами декорации изготовлены очень аскетично. И это тоже режиссерский ход: так зритель будет меньше всего разглядывать наряды актёров, сосредоточив своё внимание на действии. Что же касается «Рамштайна», у Глуховской эта группа появляется также неслучайно:
— Во-первых, мне очень нравится их музыка, а во-вторых, я считаю её очень «датской». Поэтому зритель в ней услышит и динамичный ритм, и мощное звучание, и в то же время глубинную тоску. Для меня это важно, ведь я делаю спектакль про людей. Тех самых, что находятся на самом верху и занимаются большой политикой. Мой спектакль о том, как личные проблемы становятся государственными. Сегодня, по-моему, это весьма актуально.
Свой следующий спектакль Марина Глуховская будет ставить в Москве. Хотя и с нашим городом не намерена рвать связи.
— В Саратове я работаю с удовольствием. Поэтому надеюсь на продолжение сотрудничества.
А в столице режиссёр решила обратиться к Вампилову. Есть у неё и планы на более далёкую перспективу. С недавних пор она мечтает поставить спектакль по повести Владимова «Верный Руслан». Речь в ней идёт о годах после смерти вождя всех народов Сталина.
— Так хочется поработать с этой повестью, — признаётся Глуховская. — Проза великолепная и материал для артистов хороший.
Для справки:
Марина Глуховская. Окончила филфак МГУ, выпускница мастерской Петра Фоменко. Работала в Омске, Казани, Москве, Новосибирске. Поставила спектакли по «Кроткой» Достоевского, «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, «Старосветским помещикам» Гоголя. В Саратове зрителю знакомы её постановки «Дом Бернарды Альбы» по Федерико Гарсии Лорке, «Трамвай «Желание» Теннеси Уильямса, «Преступление и наказание» Достоевского, «Немного о лете» Ксении Ткачёвой. Сейчас над «Гамлетом» Глуховская работает вместе с питерской художницей Ольгой Герр.