Завершился сбор документов от общественных и некоммерческих организаций, желающих попасть в Общественную палату (ОП) Саратовской области. В начале февраля стало известно 16 имён, предложенных губернатором, и 16 кандидатур, выдвинутых областной думой. Компетентность и авторитетность некоторых из общественников, членов палаты, обсуждалась не раз. Прежде всего, недовольство вызывает лояльность некоторых из них к власти, малоизвестность даже в узких кругах и присутствие в ОП представителей лишь одной конфессии.
Кстати, последний «недостаток» корректно прокомментировал Имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Саратове»: «Отсутствие в Общественной палате представителей других религий никоим образом на них не скажется, а вот что касается общества, то оно в этом случае многое потеряет». Впрочем, ещё остается вероятность того, что в главный общественный орган области всё-таки попадут не только активисты православной церкви, но и представители наиболее крупных диаспор. До конца февраля некоторые представители ОП, вошедшие в рабочую группу на конкурсной основе, должны отобрать оставшиеся 32 члена будущего собрания.
Между тем, некоторым известным общественникам после того, как они узнали имена предложенных исполнительной властью и областными депутатами членов ОП, стало противно подавать документы на конкурс. В частности, председатель правозащитного центра «Солидарность» Александр Никитин отметил: «После долгих обсуждений Палата Саратовской области всё-таки оказалась органом феодального типа, то есть абсолютно не демократичным. Те люди, которые сейчас в ней представлены, в первую очередь будут обслуживать власть, а не население. Так как они отбирались по принципу холуйства. Поэтому у меня нет оснований рассчитывать на то, что рабочая группа отберёт тех общественников, которые способны огорчить чиновников».
Надо отметить, что в первую половину ОП не попали многие из тех, кто на протяжении долгого времени трудился над разработкой областного закона о палате. А сам документ, напомним, был утверждён довольно поспешно как раз накануне выборов в областную думу. Из трёх вариантов был выбран, как говорят сами общественники, наихудший, а именно, тот, который разрабатывался непосредственно под руководством депутата Андрея Россошанского. «Мы очень долго боролись за демократический документ, — рассказывает Александр Никитин. — Вариант губернаторского закона — наиболее приемлемый. Но власти выбрали тот, который оказался во многом предвыборным ресурсом».
Впрочем, некоторые уже избранные представители ОП как не знали текст губернаторского законопроекта, так и не читали утверждённого депутатами текста. Об этом более смелые из них признались на первом же заседании пока ещё неполносоставного общественного органа.
Несмотря на неподготовленность некоторых ОПэшников, руководитель рабочей группы по отбору оставшихся 32-х членов Фёдор Григорьев уверен, что палата будет работать, как в законе написано. На вопрос: «А как в законе написано?» президент СГАП Фёдор Григорьев ответил: «Нормально». То есть общественники будут работать нормально, а не отлично? «А как вы хотели? — продолжает господин Григорьев. — Я же не могу сейчас уверенно утверждать того, чего ещё даже нет. Жизнь покажет. Другое дело, что мы не будем равнодушны и не будем карманным органом, у нас должна существовать собственная позиция».
Такая демократически подвижная форма, может, и возможна, но не при таком наличии «молчунов». Например, какие весомые и авторитетные доводы может противопоставить власти или населению аспирант СГАУ Алексей Мельников, водитель трамвая Михаил Канышев, завкафедрой физкультуры СГАУ Виктор Тарасов, начальник отдела «Балаковорезинотехники» Геннадий Паньков и некоторые другие? Кстати, все вышеперечисленные персоны вошли в список от областной думы, который выглядит намного слабее губернаторского. В последнем представлены руководители крупных предприятий, сельхозпроизводители, работники социальной сферы. И в обоих списках значатся представители православной церкви. О принципах братства народов с разным вероисповеданием не толерантные чиновники предпочли забыть. Однако в отсутствии в ОП представителей местных национальных диаспор политолог Александр Пантелеев ничего особенного не видит: «Однозначно, собрание не много потеряло. Дело в том, что все эти землячества: грузинские, армянские, украинские и другие — не являются самодостаточной политической или общественной силой».
Не вспомнили они при формировании своих списков и о наиболее известных общественниках области. К таким, безусловно, можно причислить председателя организации трезвости и здоровья Наталию Королькову, которая по собственному признанию, «преодолевая внутренний психологический барьер», подала документы на конкурс. Дело в том, что, по мнению госпожи Корольковой: «Палата формировалась не по принципам законности, а по принципам кулуарности. Трудно будет работать с теми людьми (если конечно я пройду отбор), которых подбирали лишь для того, чтобы они не шумели». Собственные шансы общественница оценивает достаточно скромно: «Мне недавно позвонил представитель рабочей группы и сказал, что мою кандидатуру пришлось отстаивать с боем. Так вот, пускай те люди, которые настроены против меня, подумают, где им выгодно держать Королькову — в ОП или в оппозиции? Уверена, что мой голос в оппозиции будет звучать гораздо громче».
В свою очередь Фёдор Григорьев не уверен, что общественное собрание нуждается в оппозиционно настроенных представителях: «Зачем они нужны? Чтобы воспитывать очередных врагов народа?» О том, как будут выбирать «врагов народа» или «друзей власти» господин Григорьев пока не знает: «Мы с коллегами ещё не решили, будет ли голосование по оставшимся кандидатурам открытым или тайным». Здесь президент СГАПа, скорее всего, лукавит, ведь все только что названные представители ОП тайно или нет, но будут голосовать так, чтобы не огорчить тех, кто предоставит им помещение, финансы и вообще покровительство. В связи с этим обласканная палата, как утверждают независимые эксперты, станет лишь номинальным органом.
Политолог Александр Пантелеев уверен, что ОП будет выполнять лишь рекомендательную функцию, так как «её структура отвечает лишь интересам "Единой России". Хорошо известно, что некоторые из них протащили в ОП своих людей, поэтому собрание получилось всё-таки разнородным. Но это не отменяет того, что общественники будут согласованно работать с представителями власти. Это и будет её главной обязанностью».