Телефоны для связи
Статьи
Цивилизованный склад класса А
28 ноября 2010, 18:29

За последние полгода по меньшей мере три компании объявили о намерении построить логистические центры класса А в Саратовской области. Интерес бизнесменов к приграничной губернии очевиден. Регион находится на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных путей сообщения, так называемого транспортного коридора из Европы в Азию. Саратовской области сегодня крайне необходимы современные логистические центры международного класса и оптовые склады, прежде всего, для перемещения транзитных грузов.

Основное внимание инвесторов, вкладывающих средства в строительство цивилизованных складов, сосредоточено в городах-миллионниках. По мнению экспертов, большая часть бизнеса основных движущих отраслей производства сосредоточена в восьми крупнейших городах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Там же наибольшая концентрация логистических центров, как действующих, так и строящихся. В Саратовской области изъявили желание строить логистические центры класса А компании ООО «Евразия логистик», ООО «Эрмитаж Констракшн энд Менеджмент» и ООО «Логопарк Саратов».

По мнению зампреда облправительства Александра Стрелюхина, задача руководства губернии на ближайшие годы — реализация такого инфраструктурного проекта, как развитие транспортного узла Саратова. «В ближайшей перспективе ожидается значительный рост объёмов перевозок транзитных грузов через территории Саратовской области в порты Азовского и Черного морей», считает господин Стрелюхин. Но почему-то большой очереди из желающих вложить средства в весьма прибыльное дело — нет.

В целом российский рынок логистических услуг пока находится только в стадии развития. Экспертами его потенциал оценивается в 120 млрд долларов. В целом отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта, складских услуг, услуг по интеграции и управлению цепями поставок. Причём доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг – 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок — 32%. Учитывая приграничное расположение Саратовской области, на её долю потенциально возможный оборот от логистических услуг может ежегодно составлять до 28,5 миллиардов долларов.

В то же время общий оборот европейского рынка логистических услуг составляет более 600 млрд евро. Спрос на услуги логистических операторов формируют промышленность и торговля, которые расходуют на логистику в Европе 120-140 млрд евро ежегодно.

По мнению министра по инвестиционной политике Александра Жандарова, потенциально в Саратовской губернии существует потребность не менее, чем в миллионе квадратных метров складских помещений, оснащённых современной инфраструктурой. По оценке регионального директора ООО «Евразия Логистик» Артура Абдрахманова, «в Саратове удовлетворен спрос на логистику только на шесть процентов». Логистические центры международного класса предполагают, что на этих площадях должны быть организованы таможенные посты и парки автомобильного транспорта, привлечены экспедиционные фирмы, экспертные и финансовые организации, созданы торговые объекты, связанные с обслуживанием, объекты информационного обеспечения, охранные агентства, построены мотели и рестораны. Заявленные к строительству в Саратовской области логистические центры не мега-гиганты по площади — от 100 до 150-ти тысяч квадратных метров каждый. Правда, инвесторы уверяют, что при необходимости на выделенных для центров территориях можно значительно увеличить площадь складских площадей.

Логистические центры

Логистические центры (парки) — это рыночные предприятия, осуществляющие координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль. Возведение крупных логистических центров — завтрашний день рынка в России и один из главных факторов снижения арендных ставок складских помещений и стоимости предоставляемых логистических услуг. Логистические парки, объединяя на одной платформе компании разных отраслей и транспортные коммуникации, устанавливают качественно новые стандарты в концепциях развития, дизайне и управлении логистикой.

Решение о строительстве, как правило, предполагает знание объёмов грузопотоков данного региона, тенденций развития потребительского спроса и оценку текущей себестоимости строительства сооружений, которые составят в дальнейшем структуру логистического центра. В нашей области складские помещения, по большому счёту, концентрируются вокруг мегаполиса — в Саратовском, Татищевском, Энгельсском районах. Выбор местоположения, скорее всего, определяется потребностями в складских помещениях крупных торговых сетей, которые достаточно активно «заходят» на потребительский рынок региона. Наверное, поэтому пока нет желающих строить специализированные логистические центры. Хотя при сложившейся специализации Саратовской области на производстве продукции аграрного сектора в ближайшее время будут востребованы в первую очередь склады, оборудованные холодильными и морозильными установками. В частности, определённый интерес к такого рода логистическим центрам высказывал на Совете по инвестициям гендиректор ЗАО «Талина» Николай Григорьев. Как известно, предприниматели из Мордовии намерены построить свинокомплекс в Красноармейском районе с обязательной переработкой свинины «до глубокой колбасы». Строится свинокомплекс в Балаковском районе. Есть проекты по прорыву на мясной рынок России с заволжской бараниной. Кроме того, намерения построить комплекс по производству и переработке мяса индейки заявили ростовчане. Грядёт масштабная реконструкция с увеличением производства куриного мяса на Елшанской птицефабрике. Похоже, что на потребности местных товаропроизводителей строители логистических центров пока не обращают внимания.

В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остаётся единственный способ экономии — сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок. Справедливости ради, надо заметить, что на свободную нишу в этом секторе и возможное развитие аграрного сектора обратила внимание компания «Митлэнд Фуд Групп» (С-Петербург). Представители фирмы планируют осуществить проект по созданию межрегиональной сети современных специализированных складских комплексов — распределительных центров мясного сырья. Саратовскую область компания готова включить в создаваемую логистическую сеть и разместить в ней подобный комплекс. По заявлению компании, большинство производителей испытывают острую потребность в транспорте и мощностях по хранению. Проект включает терминал с разнотемпературными зонами хранения, специализированный автопарк, доставку продукции. Специалисты «Митлэнд Фуд Групп» просматривали возможные площадки в Саратовском районе. Опять же-таки в непосредственной близости к областному центру.

Подобное «притяжение» логистических центров к областному можно объяснить, прежде всего, наличием относительно квалифицированной рабочей силы. На складах смогут трудоустроиться, по расчётам инвесторов, порядка 3 400 специалистов. Правда, при существующем дефиците рабочих рук с комплектованием кадрами можно прогнозировать определённые трудности. К тому же, заработные платы, которые намерены предложить специалистам, компании называют весьма скромные — от 8 500 до 15 000 рублей ежемесячно.

Правда, первая очередь первого логистического центра в Саратовской губернии откроется не раньше, чем через год. Время для того, чтобы определиться со специализацией, решением кадровой проблемы, ещё есть. Но его уже мало.

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
309