Накануне выборов, да и после них тоже, саратовские журналисты увлечённо потешались над высказыванием Павла Ипатова, что-де 3-го декабря мы проснёмся в другой стране. Однако подведённые итоги выборов заставляют думать, что вскоре губернаторские слова будут настойчиво претендовать на свою реальность.
Главным фактором, который будет определять политические тенденции в ближайшие годы, это, безусловно, стратегическое большинство, полученное «Единой Россией» как в Государственной Думе, так и в нашей местной. После выборов партия незаметно изменила свой статус. Будучи ранее «партией власти», сейчас она неумолимо превращается в фактического носителя власти, воплощающего — прежде всего, для избирателей — российскую государственность как таковую.
Новый статус партии неизбежно приведёт к смене её взаимоотношений с региональной и местной властью. Ситуация, как партия власти и сама власть существовали отдельно и демонстративно друг друга сторонились, становится для «Единой России» губительной, так любой ляп и любая ошибка властей будет приписана партии. Отмашки типа «вот, губернаторы недорабатывают», уже не будут иметь силы, так как жители голосуют сейчас не за губернаторов и мэров, а за депутатов-«единороссов» (большей частью). Поэтому то, что в учебниках истории называли «слиянием партийного и государственного аппаратов», — дело недалекого будущего. Кто будет победителем, а кто проигравшим — пусть гадают доморощенные аналитики.
Прошедшая кампания была последней кампанией, когда «Единая Россия» была «партией реальных дел» (разумеется, на первом этапе кампании, на втором этапе она превратилась в «партию Президента»). Результаты голосования в Балаковской зоне показали, что после какой-то там по счёту построенной больницы избиратели перестают воспринимать локальные социальные проекты и начинают хотеть чего-то большего. И это самое «что-то большее», а иначе говоря, продуманную стратегию развития области во всех её пространствах, от жилищно-коммунального до культурного, будут ждать от «единоросской» махины в облдуме. Иначе встает вопрос: а зачем тогда мы вас избирали?
Неизвестно, есть ли у местных «медведей» какая-либо стратегия развития области, но имеется предвыборная программа, реализацией которой «ЕР» можно будет на первых порах гордиться. Но уже через год, когда большинство обещаний, которые можно исполнить, будут исполнены, встанет вопрос: а что дальше? Вот тут-то и поднимется во весь свой исполинский рост тезис о «другой стране», к которой, хочешь — не хочешь, а двигаться надо. Чтобы не вставал сакраментальный вопрос: а зачем?..