Два месяца в музее им. Радищева будут экспонироваться работы испанского художника Сальвадора Дали из частной коллекции бизнесмена Александра Шадрина. Саратовцы и ранее могли видеть шедевры из его собственности: в том же Радищевском музее выставлялись работы Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного.
По признанию самого коллекционера, увлечение искусством у него с детства. В то время, когда сверстники бегали во дворе за мячом, он штудировал энциклопедии по эпохе Возрождения. Не пропал этот интерес у Шадрина и после окончания Уральского пединститута — будущий бизнесмен подрабатывал в обществе «Знание» лектором по искусству.
Педагог по образованию, ныне Шадрин занимается финансовыми операциями, недвижимостью. Устойчивое экономическое положение позволяет ему приобретать настоящие шедевры. Правда, семья не разделяет восторга Шадрина-старшего, его грандиозной траты средств.
«Ежегодно у меня уходит на искусство несколько сотен тысяч евро, — признается он. — Ни одна жена с этим не согласится. И моя — не исключение».
Кстати, все работы, представленные на выставке в Саратове, — настоящие шедевры. И эксперты это подтверждают. Шадрин прекрасно знает главный секрет — приобретать работы, написанные не позже 1982 года. Оказывается, после этой даты, когда в студии у художника случился пожар, а позже ещё и умерла его муза — жена Гала, у него было уже не то мастерство. Поэтому Шадрин и выбрал для коллекции работы 70-х годов.
На каждой из них стоит гриф «Национальное достояние». Это значит, что вывозить и продавать работы за границей Шадрин не может. За ним остаётся только право демонстрировать коллекцию за рубежом, но не более двух лет. И это совпадает с намерениями самого Шадрина, который намеревается передать все свои собрания, в том числе и коллекцию Дали, во владение одного российского крупного музея. Какого — Александр пока не решил.
«Оставлять столь богатое наследство детям не хочу, — признаётся Александр Иванович. — Хранить его вряд ли будут, распродадут по частям. А именно этого я больше всего и боюсь».